НЕДЕЛИ

Обследование речи детей

Содержание статьи:

Дети обычно запоминают все, что они слышат вокруг: неправильное произношение слов, диалекты, слова-паразиты, нецензурная лексика и т. д. Все это портит речь ребенка, и тогда его сложнее переучить разговаривать правильно. Чтобы словарный запас дошкольника был богатым, а разговаривал он красиво, нужно, чтобы он постоянно слышал грамотную литературную речь. Если вы не уверены, что ваш ребенок разговаривает правильно, то необходимо посетить логопеда.

Своевременная диагностика позволяет оценить и распознать уровень речевого развития ребенка. Каждый дошкольник изучает новые звуки и слова с разной скоростью. На разных стадиях развития дети могут незначительно отставать от своих сверстников. Тогда нужно провести обследование ребенка с нарушением речи. Это необходимо, чтобы корректировать нарушения, и правильно сформировать речь в соответствии с возрастом.

Диагностика речи у детей 2 – 3 лет





Существуют различные методики обследования речи детей младшего дошкольного возраста. Для этой цели используется иллюстрированный материал, тематические и сюжетные картинки. Чтобы расслабить малыша, нужно проводить обследование в игровой форме.

Обследование речи детей 2 – 3 лет начинается с определения их словарного запаса. Малыш должен ориентироваться в таких темах: времена года, игрушки, овощи и фрукты, одежда и обувь, мебель, предметы гигиены, животные, птицы и т. д.

Чтобы закрепить имена существительные, используют следующие задания:

1. Ребенок смотрит на таблицы с изображениями, которые ему показывает врач, и говорит, что на них изображено.

2. Малыш должен найти таблицу с изображением, который ему назвал взрослый.

3. Дошкольник должен выбрать картинки по заданной тематике, например, игрушки, овощи, животные.



Чтобы проверить глаголы, используются таблички с изображением трудовой деятельности, способов передвижения, эмоций людей. Использование прилагательных тоже проверяется с использованием картинок, например, апельсин (оранжевый, сочный).

Для проверки умения ребенка ставить существительные в множественную форму применяют парные картинки (стол – столы, тарелка – тарелки). Малыш должен ответить, что изображено на первой картинке, а потом на второй.

Проверка умения использовать уменьшительно-ласкательные формы существительных проводится таким образом: ребенок должен посмотреть на картинку и назвать изображенный предмет ласково. Например, кошка – кошечка, стол – столик, ягода – ягодка и т. д.

Проверит, умеет ли ребенок согласовывать существительные и местоимения с глаголами, можно с помощью такого упражнения. Покажите картинку или игрушку и задайте наводящий вопрос. Например, кошка спит, а кошки..? Или мяч лежит, а мячи..?

Употребление глаголов в разном времени проверяется с помощью таких вопросов: «Чем ты сейчас занят?», «Что ты делал вчера?», «Чем ты планируешь заниматься завтра?»

Правильное использование предлогов проверяют с помощью тематических картинок или предметов. Например, перед ребенком стоит коробка, внутри лежит зеленый кубик, на нем красный, перед коробкой стоит игрушка, а за ней – матрешка. Малыша спрашивают: «Где находится игрушка, кубики и матрешка?»



Если вам показалось, что ребенок нечетко выговаривает какой-то звук, то проверьте это. Например, предложите малышу повторить слова для проверки твердого и мягкого звука «м» - мышь, мяч и т. д.

Дети 2 – 3 лет должны уметь:

• Выражать свои мысли.
• Пересказать сказку, рассказать о событии из своей жизни.
• Составить небольшой рассказ о предмете с помощью наводящих вопросов и по тематической картинке (кошка ест, девочка играется куклами).

Если у ребенка 2 – 3 лет высокий уровень речевого развития, то самостоятельно рассказывает сказки, называет всех персонажей, помнит последовательность их действий.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет





Обследование речи детей 4 – 5 лет поможет вовремя выявить задержки и дефекты речи и скорректировать коммуникативные навыки. Дошкольники в таком возрасте должны обладать основными знаниями по лексическим темам: времена года, игрушки, овощи и фрукты, одежда и обувь, посуда, мебель, инструменты и бытовая техника, предметы гигиены, деревья, ягоды, цветы и т. д.

Тесты для закрепления словарного запаса ребенка:

• Врач описывает предмет, а ребенок его называет. Например, оранжевый, круглый, сочный (апельсин), зеленый, круглый, красный, сладкий (арбуз).

• Ребенку показывают таблицу с 2 окошками: в одном изображение взрослого животного, а во втором – пусто. Малыш должен подобрать картинку с детенышом. Например, у кошки – котенок, у собаки – щенок.

• Ребенок подбирает ласкательные слова к заданному слову: лиса – лисичка, утка – уточка и т. д.



• Дошкольник ставит названое существительное в множественную форму: апельсин – апельсины, мяч – мячи, дерево – деревья.

• Врач говорит обобщающее понятие и бросает ребенку мяч, а он должен назвать соответствующие слова. Например, части тела – рука, нога, голова и т. д.

• Чтобы выявить понимание ребенком назначения предметов, специалист задает вопросы: «Чем рисует художник?», «Чем пришивают пуговицу?», «Чем играют в футбол?».



Чтобы проверить умение ребенка употреблять предлоги используют такое упражнение. В карточке-таблице размещают геометрические фигуры: квадрат под треугольником, круг под треугольником, а овал над квадратом.

Для выявления четкости произношения звуков применяют следующие упражнения:

• Дети в 4 – 5 лет должны уметь дифференцировать слова, близкие по звучанию, с помощью картинок. Например, точка – дочка, коза – коса, жар – шар и т. д.

• Врач определяет звук, который ребенок должен будет выделить из звукового ряда, а потом произносит: «т, п, а, л, и, д, к». Дошкольник должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.

• Чтобы проверить слуховое внимание ребенка, специалист произносит слоги и просит повторить их. Например, пи – би, да – та, жа – ша.

Ребенок в таком возрасте должен уметь придумывать простые предложения, составлять рассказы по картинкам объемом 5 предложений, пересказывать небольшие тексты (около 5 предложений), с выражением читать стихи.



Для ускорения речевого развития можно использовать наглядные пособия. Например, чтобы ребенок быстрее запомнил стих, создайте его в форме таблицы.

Диагностика речевого развития детей 6 – 7 лет





Обследование речи в 6 – 7 лет начинается с выявления знаний ребенком следующих лексических тем: праздники, музыкальные инструменты, животные севера и юга и другие вышеописанные темы. Для этой цели используются такие же упражнения, как при обследовании детей 4 – 5 лет.

Чтобы определить, понимает ли дошкольник смысловую сторону слова, предложите ему окончить предложение: «Летом часто светит яркое…», «Осенью на юг летят перелетные…» и т. д.

Чтобы проверить уровень слухового внимания, врач называет слова: домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук «ш».



Проверить звуковую культуру речи помогут такие упражнения:

• Специалист называет слова, а ребенок определяет слог с ударением и вычисляет количество слогов: удочка, машина, клубок, лошадь.

• Дошкольник определяет расположение звука, например, «с» в словах: сова, рысь, коса, роса.

• Ребенок слушает слова и определяет, в какой позиции звук (твердый или мягкий). Новый звук нужно отметить в звуковой таблице цветовым сигналом.



• Дошкольник по картинке определяет количество звуков и букв в слове.

Дети в 5 – 6 лет должны уметь:

• Составлять предложения из заданных слов. Например, с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.

• Из предложенных словосочетаний составлять новые: платье из шелка – шелковое платье, железный забор – забор из железа и т. д.

• Составлять рассказы по картинкам или из личного опыта (около 6 предложений).

• Пересказывать текст (около 5 предложений).

• Уметь объяснять значение пословиц и поговорок.

• Читать с интонацией стихи, загадки.




Если уровень речевого развития ребенка недостаточный, то специалист проведет с ним занятия и поможет справиться с проблемой.

Если присутствуют нарушения речи, то следует обратиться к дефектологу, который выявит причины отставания в речевом развитии дошкольника. Обычно это происходит из-за плохой памяти, проблем со слухом, нарушения функциональности речевого аппарата.

Речевая карта для выявления коммуникативных навыков



В составе комплексной диагностики речевого развития используют специальные речевые карты. Они помогают определить общее недоразвитие речи и системные речевые патологии с задержкой психического развития.

Структура и содержание речевой карты:










В речевой карте отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка. В общем разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики высших психических функций: память, внимание, счет, мышление, эмоции. В речевом разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушение устной речи, письма, чтения, расстройства слухоречевой памяти.

Родители должны внимательно относится к своему ребенку, чтобы вовремя выявить речевые нарушения, и отвести его к специалисту. При мелких дефектах речи стоит обращаться к логопеду, а при серьезных нарушениях речи – к дефектологу. Вышеописанные методики позволяют провести диагностику речи ребенка даже в домашних условиях. Но пренебрегать помощью специалиста не стоит.

Последние материалы раздела:

img
Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

img
Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

img
Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

комментарии к статье

0

добавить комментарий