НЕДЕЛИ

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Содержание статьи:

Четкая и обогащенная синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников встречается очень редко. Стоит отметить, что овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет очень важное значение, ведь в этот период ребенок наиболее восприимчив к ее усвоению. Какие особенности развития речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста? Об этом расскажет данная статья.

Проблемы развития речи у дошкольника



Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, современные родители в ритме современной жизни часто забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Малыш проводит недостаточно времени в обществе взрослых, а его досуг занят современными гаджетами или своими игрушками. Кроха редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в первый класс возникает множество проблем. Чтобы занятья развитием речи своего дошкольника, прежде всего нужно знать какие проблемы в этой области возникают чаще всего.



К типичным проблемам развития речи дошкольника можно отнести следующее:

- ситуативная речь – ребенок разговаривает односложными простыми предложениями. Кроха не может грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- использование в речи сленговых слов, употребление нелитературных слов и выражений. Зачастую это результат просмотров телевизионных передач и роликов в интернете;

- бедная диалогическая речь. Ребенок неспособен грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. До поступления в первый класс приобрести этот навык просто необходимо;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

- проблемы речи логопедического характера.



Уровни развития речи детей дошкольного возраста



Особенности развития речи детей дошкольного возраста позволяют выделить несколько этапов речевого развития. К ним относятся:

- подготовительный – с момента рождения до года. Первоначально голосовые реакции ребенка ограничены плачем и криком, их функция заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Уже к двум-трем месяцам жизни у крохи появляются новые звуки, то есть лепет, а ближе к пятимесячному возрасту ребенок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. В этот период на четкость речи негативно сказывается излишнее сюсюканье карапуза;

- преддошкольный – длится с года до 3 лет. Примерно к году ребенок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Специалисты в области исследования детской речи отмечают, что до 3 лет ребенок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно;

- дошкольный – период с 3 до 7 лет. В 3 года речь ребенка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Главная задача родителей в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребенка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребенка. В 4-5 лет нормой развития речи считается, если рассказ ребенка понятен не только его родителям, но и посторонним людям. Помимо этого, ребенок должен уметь не только произносить слова и предложения, но и имитировать интонации других, а также голоса животных.





Развитие речи детей младшего дошкольного возраста



Первый этап развития речи у ребенка длится с момента рождения и до трех лет. В этом возрасте малыш готовится к овладению речью, а крик и плач являются ее предвестниками, способствующими развитию речевого аппарата.

В двухнедельном возрасте малыш начинает реагировать на голоса взрослых людей. Он перестает плакать и прислушивается, лучше всего кроха реагирует на дитя голос мамы. Ближе к месяцу его можно успокоить мелодичной колыбельной.

Следующий этап развития речи младенца — поворачивание головки в сторону говорящего. Ребенок начинает реагировать на интонации речи, с которой к нему обращаются, например, на ласковый голос мамы он оживляется и даже улыбается, а на резкий и строгий тон может плакать.

Приблизительно в два месяца ребенок начинает гулить, а с трех месяцев – лепетать. Это звуки угу и тя-тя, агу, ба-ба и другие. В пятимесячном возрасте малыш хорошо слышит все звуки и наблюдает за артикуляцией произношения слов взрослыми. Он пробует копировать эти движения, что укрепляет двигательный навык. К полугоду кроха произносит некоторые повторяющиеся слоги. Это тя-тя, ма-ма-ма, па-па-па и другие. Затем малыш начинает перенимать не только артикуляцию, но и ритм, темп, интонацию речи. Уже в 7-9 месяцев дети повторяют за папой и мамой разнообразные сочетания звуков. В 10-11 месяцев у них появляются свои реакции на слова, независимо от интонации говорящего. В 11-12 месяцев ребенок начинает произносить первые самостоятельные слова.

Главным условием формирования правильной речи крохи является четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование навыков четко говорить.

Малышу на втором и третьем году жизни характерно активное накопление и словарного запаса. Согласно данным специалистов, 1,5 года кроха должен знать 10-15 слов. За второй год жизни эта цифра возрастает до 300, а за третий год – до тысячи слов.

В три года малыш уже должен строить грамматически правильные предложения. Родители уже прекрасно понимают эти не совершенные обращения и должны корректировать речь ребенка. В этом заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной детской речи.



Развитие речи детей среднего дошкольного возраста



Средним школьным возрастом считается период с трех до пяти лет. Начиная с 3 лет речь ребенка интенсивно развивается. Задача родителей поддержать интерес ребенка к своей речи и развивать ее с помощью игровых методик. В 3 года ребенок должен рассказать о себе связную информацию и ответить на вопросы взрослого. По предложенному изображению он должен рассказать известную сказку, которую ранее читали с мамой. Накопленный жизненный опыт помогает ребенку обогащать свою речь определениями, например, охарактеризовать предмет по форме, размеру, вкусу (если речь о еде).

До четырех лет ребенок уже знает назначение предметов и различает степени сравнений (маленький и самый большой), определяет роли в семье, понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это возраст почемучек, когда дети задают множество вопросов, а взрослые должны терпеливо отвечать на все вопросы. Поэтому важно играть с малышом в игры со словами, обсуждать различные темы и пробовать сочинять стихи или небольшие рассказы.



Важно учитывать, что развитие речевой функции зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому необходимо заниматься с карапузом и предлагать ему задания на шнуровку и сбор пирамидки, выкладывания картинки мозаикой и игры с игрушками-сортерами. Отличным вариантом для развития мелкой моторики является перебирание крупы с мамой на кухне.

Познавательна активность малыша и развитие у него речевой функции базируется на игровой деятельности. В игре усваиваются новые знания и добывается новая информация, познаются свойства и качества предметов.

Согласно условным нормам от 4 до 5 лет малыш должен говорить так, чтобы его понимали не только папа с мамой, а и посторонние. Он должен понимать в чем состоит отличие человека от животных, легко превращать единичное число предметов во множественное (например, дерево-деревья, ребенок-дети и т.д.). также он должен легко находить предмет по его описанию и сам может описать самые простые предметы обихода, продукты, животных.



Развитие речи детей старшего дошкольного возраста



Период старшего дошкольного возраста длится с 5 до 7 лет. Особенности развития речи детей дошкольного возраста требуют коммуникативного подхода (в том числе игровые методики) к обучению крохи. В этот период процесс развития речи предусматривает обучение диалогических и монологических навыков. Главным средством развития речи детей старшего дошкольного возраста является общение со взрослыми и сверстниками.

Зачастую малышу сложнее участвовать в диалоге, чем строить свой монолог. Это связано с тем, что в диалоге следует не только обдумывать свои реплики, но и слушать и воспринимать речь собеседника. Что касается монологических высказывания ребенка, то они должны быть связными и последовательными.

Поэтому родители должны учить кроху четко задавать и более точно отвечать на вопросы (в этом случае эффективно действует по-разному отвечать на один и тот же вопрос), внимательно слушать и не перебивать собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей, четко выражать свои мысли. С этой целью следует постоянно разговаривать с ребенком на темы прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и просто о том, как прошел его день.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен не только пересказывать прочитанные сказки, просмотренные фильмы, но и составлять небольшие рассказы описательного характера и повествования на основе личного опыта. Задача родителей научить детей развивать сюжет в логической последовательности, четко его излагать, уметь его завершить и озаглавить.






Программа развития речи детей дошкольного возраста



Методика развития речи детей дошкольного возраста, которая предусмотрена программой развития речи дошкольников, включает в себя три категории занятий:
- наглядные - направлены на накопление словарного запаса. Занятия по этому методу включают в себя рассказы по картинкам, сопровождение словами бытовых действий и т.д. Главная цель этих занятий заключается в том, что ребенок должен уловить взаимосвязь между действием и словом;

- словесные - направлены на выработку связности речи и логичности в построении фраз. Включают в себя художественное чтение, прослушивание песен и стихов;

- практичные – направлены на выработку навыка четкого произношения и преодоление логопедических проблем. Занятия включают в себя дидактические игры, разучивание скороговорок и сказок, игры-драматизации и т.д.

Как развивать речь ребенка по методике Ушаковой можно узнать из видео:


Развитие связной речи у детей дошкольного возраста — это постоянный динамичный процесс. Не нужно впадать в уныние, если у ребенка что-то не получается. Стоит проявить немного упорства и внимания со стороны родителей, а также системно проводить занятия на развитие речи ребенка и результат не заставит себя ждать!

Последние материалы раздела:

img
Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая...

img
Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах...

img
Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала...

комментарии к статье

0

добавить комментарий