НЕДЕЛИ

Развитие связной речи у детей

Содержание статьи:

Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно, во время проведения развивающих занятий в возрасте 4-6 лет уделять этому особое внимание, тем более, что такие занятия очень хорошо проводить в игровой форме, при этом стимулируя ребенка к диалогу. Как способствовать развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста расскажет данная статья.

Что такое связная речь?



Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше родители общаются со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Ведущая функция связной речи — коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах: диалог и монолог. Как диалог, так и монолог имеют свои особенности, которые нужно принимать в расчет, выбирая методики, ускоряющие развитие речи.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Значение связной речи для развития ребенка состоит в выполнении важных социальных задач:

- помогает устанавливать связи с окружающи¬ми людьми;

- определяет и регулирует нормы поведения в обществе;

- формирует условия для формирования и развития личности малыша.

Крайне важно, чтобы в процессе обучения дошкольников связной речи внимание уделялось развитию как монолога, так и диалога, которые станут основными способами практического усвоения родного языка. Показателем овладения связной речью в дошкольном возрасте станет целый ряд достижений ребенка, который будет в совершенстве владеть грамматическим строем языка, звуковым и словарным составами.





Этапы развития связной речи у детей



Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит параллельно с развитием мышления и напрямую зависит от повседневной деятельности ребенка и накопления его жизненного опыта.

Первые осмысленные слова малыш произносит в начале второго года жизни. Этими словами карапуз пытается донести родителям, что ему нужно в данный момент – попить воды, или малыш проголодался и хочет кушать. Спустя полгода ребенок делает попытки применять слова для обозначения предметов. Ближе к трем годам в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.

После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности.

В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте.

После того, как ребенок достигнет четырехлетнего возраста, его можно учить пересказывать и составлять небольшие рассказы. Для этого можно использовать яркие картинки, игрушки, события, которые происходят с ребенком. У дошкольника к этому времени уже достаточно большой словарный запас, а при разговоре он старается копировать манеру изложения взрослого человека.

В старшем дошкольном возрасте, ближе к 6 годам, ребята воспроизводят монолог достаточно грамотно и четко. Они могут пересказывать и сочинять различные рассказы на заданную тему. Однако, шестилетние дети все также нуждаются в поддержке, потому что еще не умеют проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.



Родители дошкольников должны использовать различные методики для того чтобы:

- формировать у ребенка навыки слушания и понимания речи;

- научить говорить в обществе посторонних, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;

- научить выполнять устные задания, например, описать картинку, пересказать сказку и пр.;

- привить навык развернуто отвечать на поставленные вопросы;

- научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать стихи.



Методики развития связной речи детей



Современная педагогика предлагает широкий ассортимент различных методов, цель которых развитие связной речи детей младшего и старшего дошкольного возраста. Основными и наиболее эффективными из них являются следующие:

- пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное;

- рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой;

- рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником;

- логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах;

- сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов;

- творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии;

- сказкотерапия - развитие связной речи посредством сказок способствует речевому и эмоциональному развитию ребенка, будит в них фантазию, воображение;

- театрализованные игры — дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.





Игры и упражнения на развитие связной речи



Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений, дидактической игры.

Развитие связной речи детей посредством игры является одним из наиболее эффективных, так как между ними существует двусторонняя взаимосвязь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

Основными принципами развивающих игр являются:

- совмещение элементов игры и обучения, переход от игры - забав через игры- задачи к учебно-познавательной деятельности;

- постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

- повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в ходе игровой деятельности;

- единство обучающих и воспитательных воздействий.



Для развития речи у дошкольников и младших школьников можно использовать ниже приведенные игры.

Опиши предмет



Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например, мяч – большой, резиновый красный, легкий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. На первых этапах обучения родители могут самостоятельно описывать предмет.

Какая игрушка?



Задания, которые ставятся перед ребенком, следует постепенно усложнять, постепенно добавляя незнакомые признаки предметов.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Например, лиса – это животное рыжего цвета, которое живет в лесу. У хитрой лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Угадай животное (предмет)



Взрослый прячет за спиной мягкую игрушку или любой другой предмет и описывает его ребенку. По описанию кроха должен угадать, о что именно мама или папа спрятали за спиной.

В чем отличие?



Малышу предлагается несколько игрушек одного типа, например, животные, куклы или машины. Задача ребенка сравнить их и найти в чем отличие. Например, медведь грозный и громко рычит, а кошка ласковая и тихонько мурчит.

Дерево решений



Взрослый выбирает определенную проблему, которая не имеет однозначного решения. Это может быть эпизод из любой сказки или жизненная ситуация, например, что нужно цветочку для счастья?

Затем ребенок совместно со взрослым рисует схему «дерево решений», в которой ствол «дерева» - обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Общаясь между собой и обсуждая поставленную проблему, ребенку необходимо найти ее решение, нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Для решения данной проблемы подойдет бабочка, пчелка, солнышко, дождик и тому подобное.

Развитие связной речи у детей с ЗПР



Дети с задержкой в развитии достаточно просто осваивают диалогическую речь, а монологическую, наоборот, очень сложно. Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является воспроизведение максимально точного содержания текста. Память ребенка с ЗПР захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа, а потом они быстро забываются.

Работая с такими детьми, обязательно следует учитывать индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказываний рассказов и сказок.

Как помочь ребенку с ЗПР и нарушением работы речевого аппарата можно узнать из видео:






Куклотерапия как средство развития связной речи детей



Куклотерапия является одним из современных методов психологической помощи детям. Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря фантазии ребенка она «ведет» себя исключительно так, как этого хочет в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех доступных ему эмоциональных и нравственных проявлениях.

Игры с куклами обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. Кукла в руках ребенка – ширма, за которую можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Для этого эффективно используется упражнения «Театр одного актера» – ребенок выбирает две куклы и ведет диалог от их лица на тематику, заданную взрослым. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Кукла в руках ребенка помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. Систематические занятия по этой методике приводит к тому, что дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, свободно разыгрывают сценки и небольшие постановки.



Если в семье несколько детей, то вместе со взрослыми можно поставить небольшую пьесу, длительностью 5-7 минут. В качестве сценария для пьесы можно использовать народные сказки, сюжеты для кукольных театров или стихи известных поэтов. Стихотворная форма пьес наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Детские психологи и педагоги отмечают, что в связной речи отчетли¬во выступает тесная связь речевого и умственного воспита¬ния детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и улучшает свою речь, учась мыслить. К тому же обучение связной речи оказывает влияние и на эстети¬ческое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

img
Развитие физической силы у детей

Дети, которые с детства занимаются спортом, быстрее адаптируются в обществе. Они выносливые, им легче поддерживать общую активность, ходить на прогулки, в походы, заниматься в школе...

img
Развитие выносливости у детей

У детей от природы более высокая работоспособность, чем у взрослых. Они нуждаются в постоянном движении, развитии. По этой причине развитие выносливости у дошкольников и детей школьного...

img
Развитие гибкости у детей

По статистике, с каждым годом количество здоровых детей дошкольного и школьного возраста уменьшается. Многие из них страдают от заболеваний опорно-двигательной системы. Это связано...

комментарии к статье

0

добавить комментарий