НЕДЕЛИ

Ознакомление детей с окружающим миром

Содержание статьи:

Ребенок знакомится с окружающим миром с первых дней своей жизни. Ежедневно он соприкасается с предметами и явлениями природы: живой или неживой, естественной или искусственной. Ребенок с удовольствием познает окружающий мир, за счет чего и развивается. А родители являются проводниками в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Именно через природу ребенок получает реалистичные знания о мире, которые основаны на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Во время знакомства с окружающим миром малыш получает свои первые знания и радостные переживания, которые запоминаются на всю жизнь.

Задачи ознакомления детей с окружающим миром





Любая деятельность ребенка осуществляется за счет тех знаний и умений, которые он получает во время ознакомления с окружающим миром, а именно с природой. Взрослые должны дать ему тот объем знаний о предметах, явлениях природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, воспитывается правильное отношение к природе.

Цели ознакомления детей разного возраста с окружающем миром отличаются:

С 2 до 3 лет малышей знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, учат их обособлять в пространстве, выделять и называть определенные признаки растений (цвет листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (птица летает в воздухе). Это способствует развитию анализаторов (зрительный, слуховой и т. д.), увеличивается их внимание и интерес к объектам, за которыми ребенок наблюдает, появляется доброжелательное отношение к ним.

С 4 лет у детей формируются представления о предметах и явлениях природы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Они учатся устанавливать такие связи, которые познают во время предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре, и отражают их в форме конкретных представлений. Ребенок учится выделять отдельные признаки объектов природы, определять их по цвету, форме, размеру, сравнивать и классифицировать. Во время усвоения знаний они учатся устанавливать причинно-следственные отношения.



С 5 лет дошкольники усваивают обобщенные знания, возникает представление, которое отражает закономерности, происходящие в окружающем мире. Они умеют выделять специфические особенности строения растений, животных, устанавливают их зависимость от условий существования.

К 6 – 7 годам у ребенка начинает развиваться элементарная форма логического мышления. Он должен уметь анализировать, синтезировать, выделять индивидуальные и общие признаки растений, животных, делать обобщения (например, классифицировать разные группы животных по особенностям питания, движения, добывания пищи, места обитания и т. д.).

Взрослые должны постепенно подвести ребенка к выводу, что все явления природы вызваны естественными причинами (например, жизнь животных или растений зависит от солнца, тепла, света). При поступлении в школу ребенок должен быть наблюдательным, любознательным, любить и бережно относиться к природе, видеть прекрасное в ней.

Принципы ознакомления детей с окружающим миром





Окружающая среда – это источник знаний ребенка о природе, общественной среде, жизни человека и о нем самом. Во время обучения учитель использует закономерности природы и социума для полноценного психического развития детей.

Существуют следующие принципы ознакомления детей с окружающим миром:

• Интеграция знаний во время деятельности в окружающей среде. Ребенка знакомят с природой, окружающей средой, развивают его речь, формируют базовые математические представления.

• Целостность и системность. Детей вооружают знаниями об окружающем мире в его целостности. Тогда у них формируется целостная личность, сознание, целостная картина мира.

• Опосредствование в познавательной деятельности. Малыша погружают в разные виды познавательной деятельности (речевая, трудовая, игровая, коммуникативная и т. д.).

• Знакомство с окружающим миром через взаимодействие. Ребенок развивается в таких системах: организм – окружающая среда, личность – окружающая среда, ребенок – социум, педагог – ребенок, дети – окружающая среда.



• Позитивный эмоциональный фон. Воспитатель организовывает деятельность (познавательная или коммуникативная), во время которой ребенок получает удовольствие от работы, общения, своих или общих достижений.

• Учет культурно-этнографических особенностей города, области, района. Во время занятий используется информация о культуре, обычаях, традициях той местности, в которой находится образовательное учреждение.

• Единство психики и внешней деятельности. Познавательная деятельность подается как внешняя материальная деятельность, которая постепенно превращается во внутреннюю.

• Наглядность и объективность. Всю информацию, которую получает ребенок об окружающем мире, он должен пропустить через органы ощущения и восприятия.

• Экологизация и валеологизация. Воспитатель во время занятий знакомит детей с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, правилами сохранения и укрепления их здоровья, формирует у них понимание здорового образа жизни.



• Сочетания познавательных и воспитательных задач. Во время ознакомления с окружающим миром учитель формирует у детей любовь к родному краю, близким людям. Он воспитывает трудолюбие, любознательность, настойчивость и т. д.

Реализуя вышеуказанные принципы, педагог формирует в ребенке целостную сознательную личность, вооруженную знаниями, навыками поведения в жизни и окружающей среде.

Задачи педагога при ознакомлении детей с окружающей средой





Учитель во время ознакомления воспитанников с природным окружением должен реализовать следующие задачи:

• Пополнять эстетические впечатления.
• Развивать интерес к природе.
• Сближать малышей с объектами и явлениями, с которыми они сталкиваются ежедневно.
• Совершенствовать сенсорные чувства.
• Развивать мышление и речь.
• Формировать систему базовых знаний о доступных объектах и явлениях природы.
• Учить самостоятельно применять приобретенные знания во время игры, работы, простом экспериментировании.
• Ускорять формирование нравственных чувств.
• Учить детей бережно относится к природе.

Обладая подобными знаниями и навыками, ребенок будет полноценно развиваться.

Природа как основа для всестороннего развития





В процессе взаимодействия детей с природой формируются другие их навыки и умения:

1. Физическое развитие:

• Ребенок ежедневно пребывает на свежем воздухе во время наблюдения, игр и труда.
• Ходит на экскурсии, целевые прогулки, за счет чего расширяет контакт с растительным миром.
• Употребляет свежие соки и фрукты в процессе простого экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнает по вкусу) и т. д.
• Учится выращивать растения.

2. Социальное и эмоциональное развитие:

• Постоянно контактирует с природой.
• Усваивает нормы и правила поведения в природе, соблюдает их.
• У малыша формируются нравственные и эстетические чувства в процессе познания природы, он становится более альтруистичным.
• Во время экскурсий обогащаются его эстетические впечатления.
• Он учится воспроизводить свои впечатления в изобразительной, игровой, коммуникативной деятельности.



3. Творческое развитие:

• Дети организовывают игры с разными объектами и явлениями природы.
• Фантазируют на тему природы во время художественной работы.
• Экспериментирует с природными материалами (листья, цветы, плоды).

4. Умственное развитие:

• Ребенок усваивает определенный объем знаний об объектах и явлениях природы, развивает сенсорные ощущения.
• Постепенно усложняет задания в процессе ознакомления с природой, например, различает и называет объекты природы, а потом устанавливает связи между ними.
• Учится самостоятельно определять содержание и способы познания окружающего мира.

5. Речевое развитие:

• Наблюдает за природными явлениями, подбирает к ним сравнения, метафоры, эпитеты, обозначает словом названия, свойства, качества объектов и явлений.
• Учится передавать свои эмоции и впечатления от увиденного через речь.
• Дети общаются во время активных игр, работы на природе, экспериментально-исследовательской деятельности.
• Формулирует суждения и умозаключения во время ознакомления с природой.

Важно обеспечить ребенку частый контакт с окружающим миром, чтобы он всесторонне развивался.

Методы ознакомления с окружающим миром





Психологи выделяют следующие методы ознакомления детей с окружающим миром, которым нужно отдавать предпочтение во время воспитания и обучения:

• Наблюдение.
• Эксперименты.
• Игра.
• Труд.

Кроме того, большое значение имеют словесные методы. Они помогают постигнуть непонятное, раскрыть грани невидимого, воспитывают ответственное отношение к природе.

Во время применения наглядных методов, например, когда ребенок рассматривает картину или иллюстрацию, рекомендуется использовать следующие приемы:

«Вхождение в картину». Ребенок должен представить, что он является героем или участником события, изображенного на картине. Он описывает, что видит, как себя чувствует.

Рассказ о фрагменте картины. Малыш должен выбрать часть картины, которая ему понравилась, описать своими словами, объяснить, почему понравилась.

Размышление над «настроением» картины. Ребенок с помощью воспитателя или родителей пытается описать настроение композиции, которое хотел передать творец.

Как видите, познавая окружающий мир, дети всесторонне развиваются. Сначала ребенка вводят в мир предметов, потом приобщают к трудовой деятельности, а потом знакомят с живой и неживой природой. Познание окружающего мира осуществляется с помощью подвижных игр, наблюдений, экспериментов, общественного труда. Родители и педагоги должны стать проводниками детей в неизведанный, загадочный и увлекательный окружающий мир.

Дата: 01.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий