НЕДЕЛИ

Игровое развитие ребенка

Содержание статьи:

С появлением в семье ребенка родители стараются создать все необходимые условия для его полноценного роста и развития. И, если на первом году жизни все их заботы сконцентрированы на обеспечении сбалансированного питания и укреплении здоровья малыша, то позднее мам и пап волнует вопрос интеллектуального развития ребенка.

Ученые давно доказали, что игровое развитие детей раннего возраста является необходимой составной частью воспитательного процесса. Ведь игра – это именно та «волшебная» палочка, которая помогает формированию личностных качеств ребенка. Она учит малыша самостоятельности и таким необходимым навыкам, как способность думать, анализировать свои действия и отстаивать свою позицию. Кроме того, в процессе простых и понятных игр, малыш получает первые знания об окружающем мире, учится писать и считать.





Этапы игровой деятельности дошкольников



Чтобы развитие малыша направить в нужное русло, родители должны знать, как правильно организовать занятия с ребенком. Специалисты разделяют игровое развитие ребенка дошкольного возраста на два основных этапа:

1. Ознакомительный или предметный этап. Основная цель этого периода – дать ребенку возможность ознакомиться с предметом, который взрослый предлагает ему для игры. Родители должны дать малышу достаточно времени, чтобы он обследовал полученный предмет, попробовал с ним выполнить различные манипуляции. В дальнейшем подобная познавательная деятельность постепенно примет формы исследовательского процесса, а малыш научится быстро определять качества незнакомых предметов.

2. Отобразительный этап заключается в направленном на выявление характерных для конкретного предмета качеств действии. Именно в этом периоде происходит развитие игровых навыков у детей дошкольного возраста. Этот этап специалисты считают кульминацией всего процесса, потому что у малыша формируется достаточный уровень предметной деятельности.

Особенности игрового развития малышей



Известно, что первый год жизни ребенка характеризуется не только активным ростом, но также усиленной работой мозга. Одновременно с получением жизненно важных навыков малютка через игру постигает мир. Так, уже в год ребенок способен соединять предметную деятельность с простой игрой. Пока такие игры носят сюжетный характер, но постепенно их психологическая составляющая меняется. Малыш со временем начинает имитировать применение тех или иных предметов в соответствии с их прямым предназначением. Это очень важный этап в развитии малыша, потому что слова соединяются с действиями.

Родители должны знать, что развитие речи детей в игровой деятельности является главной составляющей всего процесса. Малыш с удовольствием подражает окружающим, копируя не только их поведения, но и те интонации, которые они используют в своей речи. Таким образом, дети получают первые навыки осмысленного поведения, что помогает им самостоятельно моделировать взаимоотношения с родителями и другими детьми.





Несколько полезных рекомендаций



Существуют научно обоснованные игровые методы развития ребенка раннего возраста, которые помогут родителям правильно организовать досуговую деятельность своих малышей. Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что для каждого этапа жизни ребенка существуют определенные условия игрового развития. Но есть и общие характеристики:

1. Позитивные эмоции. Любая игра должна носить выраженную эмоциональную окраску. Для этого мамам и папам нужно постараться, чтобы четко сформулировать игровую задачу. Причем постепенно надо расширять поставленные цели, что поможет малышу обретать необходимый опыт. Такой подход будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию дошкольников.

2. Приобретение навыков и опыта. Формировать игровое развитие младших школьников следует поэтапно, и обязательно с учетом жизненного опыта ребенка. Это главный критерий выбора подходящей игры. Если пренебрегать этим условием, тогда процесс обучения превратится для ребенка в непонятное для него действо.

3. Игры для каждого возраста. По мере взросления детей, следует изменять принципы организации познавательных занятий с игровыми моментами. Например, игровое развитие детей 3-4 лет должно быть направлено на изучение отношений, которые складываются между людьми, особенности общения между представителями разных поколений. Теперь общение между участниками игры принимает черты деловых взаимоотношений. Подобный подход помогает повысить конечный результат занятий. Важно помнить, что родители, включаясь в игру, становятся не только активными ее участниками, они должны обсуждать с малышом текущие события, спорить с ним, учить его высказывать собственное мнение.

4. Мотивация – это обязательная составляющая любого процесса, в том числе она нужна при организации детских развлечений. Но игра по определению не может иметь направленного мотива, поскольку малыш занимается ею не для достижения конкретных целей, а в силу возрастной потребности. Это характерная черта для бытовых видов деятельности, развивающих трудовые навыки. Таким образом, развитие ребенка в игровой форме помогает его социальной адаптации. Также это хороший способ для творческого развития формирующейся личности.

5. Игра должны быть разной направленности. Комплексный подход к организации игрового процесса помогает разностороннему развитию малышей. Ведь подвижные игры способствует хорошему физическому развитию, а музыкальные занятия – воспитывают эстетические качества личности. В совокупности все игры оказывают положительное влияние на нравственное воспитание детей.

Знание перечисленных здесь моментов, поможет мамам и папам не только правильно организовать дома досуг ребенка, но сделать это времяпровождение максимально полезным.





Какие занятия полезны для дошкольников



С психологической точки зрения все детские игры подразделяются на несколько групп. Главное их отличие – это степень взаимодействия ребенка и взрослых.

1. Основная, то есть самая большая группа включает занятия, в которых родители принимают опосредованное участие, а вся инициатива передается ребенку. Это самый лучший способ открытия творческих способностей малыша.

2. Вторая группа преимущественно состоит из обучающих игр. Конечно, в этом случае взрослые принимают в занятиях непосредственное участие. Следует отметить, что такое развитие игрового взаимодействия детей и взрослых в больше степени имеет воспитательное значение. В процессе игры родители объясняют малышу последовательность действий, а также цель, на которую они направлены. Чтобы ребенок лучше запомнил правила игры, рекомендуется составить адекватный его возрасту сюжет, а для каждого игрока определить его роль. В качестве идеального материала для таких сюжетных игр служат всем знакомые детские сказки: «Репка», «Красная шапочка» и другие. Кстати, на основе таких произведений можно организовать занимательные игры, в процессе которых ребенок сможет обучаться счету и учить буквы.

3. Познавательные игры – это еще одна отдельная группа, хотя такие занятия можно отнести и к предыдущей группе. В данном случае основные средства развития игровой деятельности детей представлены головоломками, мозаикой, картинками, которые малыш должен составить без посторонней помощи. Разумеется, что такой вид деятельности под силу детям старшего дошкольного возраста и учащимся начальных классов. Выполняя практические задачи с применением занимательного материала, ребенок учится находить неординарные пути решения. В процессе занятий он учится планировать и анализировать свои действия. Надо отметить, что раскрывает потенциал такое игровое развитие возможностей мозга, способствует мыслительной деятельности у детей, помогает подготовиться к школе. Такие занятия на начальных этапах лучше проводить совместно с взрослыми, а позднее ребенок вполне может самостоятельно справиться с такой задачей, а еще привлечь к игре других ребят.



Примеры игровых заданий



В заключение хочется привести несколько простых вариантов игровых занятий, которые родители смогут проводить со своими малышами дома.

1. Игра на внимательность. Возьмите несколько игрушек (3-5) и предложите ребенку назвать их и запомнить положение. Потом незаметно надо убрать один из предметов и спросить малыша о том, какая игрушка исчезла. Как вариант, можно изменить местоположение предметов.

2. Ручеек развивает координацию. Надо вырезать из бумаги различные фигурки, отличающиеся цветом, выложить их на полу. Затем предложить маленькому игроку по зеленым камушкам перейти на другой берег импровизированной речки. Эту игру можно преподать в различных вариациях.

3. Устный счет. Можно использовать самые неожиданные варианты: предложить малышу сосчитать чашки на столе, птичек за окном, машины на дороге. Надо попросить, чтобы он считал вслух. Такая игровая технология развития речи детей и одновременного обучения азам арифметики тоже поможет подготовиться к школе.
Родители также должны всегда помнить о пользе неигровой деятельности. Даже обычная прогулка может при желании превратиться в увлекательное занятие. Чтобы ребенок гармонично развивался, взрослые должны приложить максимум терпения и собственную фантазию.

Дата: 29.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий