НЕДЕЛИ

Воспитание детей сказками

Содержание статьи:

Сказки – это очень важный инструмент воспитания ребенка. С их помощью дети отправляются в увлекательный мир вымышленных персонажей, а также получают первые знания об устройстве жизни. Сказки – это не только разделение на добро и зло, они помогают расширить знания о событиях и людях. Например, трудности, которые выпадают герою, помогают ему стать более сильным, находчивым, приводят к положительным изменениям в жизни. Также в сказках встречаются персонажи, которые сначала ведут себя плохо, а потом обнаруживается, что их поведение объясняется какими-то причинами, и в итоге они помогают герою. Далеко не все родители знают, что сказкотерапия запускает механизмы саморегуляции организма.

Роль сказок в воспитании детей





Значение сказок в жизни ребенка трудно переоценить, они вбирают в себя мудрость многих поколений, приобретая волшебную силу. Они обучают, развивают, исцеляют, влияют на формирование мышления, поведение детей. Поначалу дети получают информацию о простейших ценностях из маминых песен, стишков. А начиная с 2 лет происходит воспитание сказкой.

Как утверждают психологи, дети разного возраста по-разному воспринимают сюжет. Например, в 3 – 4 года дети сосредотачиваются на образе героя, чтобы усвоить информацию, им нужны иллюстрации. В 4 – 6 лет жизненный опыт и багаж знаний ребенка увеличивается. Тогда дети правильно оценивают героев и события, картинки уже не так важны.

Аспекты развивающего влияния сказок на детей:

• Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения. С помощью сказок взрослые могут объяснить малышу все прописные истины в легкой и доступной форме. Дети мыслят образами, поэтому им легче представить ситуацию на примере героев произведений.



• Сказка закаляет характер. Она учит отличать добро от зла, сопереживать персонажам, мысленно проходить с ними все трудности. Обычно в сказках добро побеждает зло, эта истина позволяет крохам чувствовать себя увереннее, а различные невзгоды воспринимать, как что-то естественное, закаляющее характер и силу духа.

• Сказки выявляют психологические проблемы. Психика детей нестабильна, грань между добром и злом немного размыта. Родителям следует обратить внимание на любимых и нелюбимых героев малыша, которые могут указать на появляющиеся проблемы. То есть сказка может помочь скорректировать развитие психики. Важно каждый раз обсуждать прочитанное, указывать ребенку на ключевые моменты, объяснять непонятное.

Кроме того, сказки сближают родителей и детей, дает им возможность приятно провести время.

Какие сказки подходят детям разного возраста





Первые детские сказки основаны на повторах, например, популярная «Репка» или «Теремок». Такая структура помогает быстрее понять сюжет.

Детские сказки обязательно должны сопровождаться большим количеством иллюстраций для лучшего усвоения информации. Зрительное восприятие сюжета помогает малышу следить за происходящим. Важно, чтобы нарисованные герои были похожи на свои реальные образы.

Первые сказки для малышей должны быть такими:

• Короткие. Длительность концентрации внимания детей – 5 минут, потом они отвлекаются.
• Простые действия. Например, покатился Колобок, поскакал Зайка и т. д.
• Добрые. Популярная сказка «Красная шапочка» вряд ли подойдет ребенку, так как известно, что по сюжету волку распороли живот.
• Понятные герои. Например, «Курочка Ряба», «Теремок». Разнообразные фантастические герои непонятны малышам.
• Четкие красочные картинки. Иллюстрации должны быть четкими, крупными, максимально реальными, на странице должно быть очень много пестрых деталей, которые будут отвлекать от главного героя.



Детям раннего дошкольного возраста подойдут такие сказки: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Русские народные потешки», «Цыпленок» К. Чуковского и т. д.

По мере взросления малыша острая потребность в наглядности отпадает, он начинает понимать и переживать действие сказки. Теперь основное значение приобретают слова.

Обычно детям 3 – 4 лет нравятся сказки, где герои выручают друг друга, восстанавливается справедливость («Кот и петушок»), права побеждает обман («Коза и семеро козлят») и т. д. Дети от 5 лет сопереживают героям, а также испытаниям, которые выпадают на их долю. Старшим дошкольникам подойдут такие сказки: «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», «Шалтай-Болтай», «Кораблик», «Три мудреца», «Доктор Айболит», «Муха-цокотуха», «Медвежонок-невежа», «Палочка-выручалочка» и т. д.

Воспитание детей сказками раннего и дошкольного возраста





Сказка дает возможность поучаствовать в сюжете, домыслить его, разыграть в лицах и т. д. Сказка – это инструмент для исправления беспокоящей дошкольника ситуации, с ее помощью можно корректировать модель его поведения.

Примеряя роль главного персонажа, ребенок демонстрирует свои страхи и сомнения, находит свои способы решения проблемы, самостоятельно справляется с трудностями. С помощью сказки можно акцентировать внимание малыша на конкретной ситуации, корректно указать на ошибочность выбранной линии поведения, помочь ему избавиться от плохих привычек.

Например, если ребенок боится темноты, то нужно найти или придумать мужественного героя, который одним свои взглядом побеждает самые черный козни темного царства. Если малыш любит приукрасить действительность, то расскажите ему сказку об овечьем пастухе и волках. Если ребенок не хочет говорить «волшебные» слова, не считается с вашим мнением, делает многое наперекор, то прочитайте ему сказку о непослушной мышке.

Сказки побуждают все доброе, что есть в душе крохи, формирует нравственные ценности, любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.



Сказочное произведение развивает у дошкольников важные коммуникативные и интеллектуальные навыки:

• Образное мышление.
• Активная речь.
• Внимание.
• Умение связно выражать свои мысли.
• Развивает творческие способности и фантазию.
• Все виды памяти.
• Учит правильно использовать мимику.

Повторяя реплики героев, малыш тренирует артикуляционный аппарат, пополняет словарный запас. Развивается культура речи, ребенок учится правильно произносить мало употребляемые слова. При чтении народных сказок речь дошкольника пополняется пословицами и поговорками оно вовлекается в пространство народной культуры.

Литературный материал можно использовать по-разному, что дает ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Он может читать с выражением, участвовать в театрализованной постановке или пальчиковом театре, рисовать. Это позволяет малышу чувствовать радость, творческую свободу, душевный подъем, всесторонне развиваться.



Также применяются сказки в экологическом воспитании детей. Они учат познавать окружающий мир, воспитывают причастность к благополучию природы, заставляют думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, а также об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

В сказках точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции. Сказка позволяет хорошо усвоить характеристики животных-героев: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. По сюжету животные и растения могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать хорошие и плохие поступки. Все действия персонажей вызывают различные эмоции у ребенка: сопереживание, сочувствие, гнев, ласку, нежность. Как следствие, отношение малыша к объектам и явлениям природы меняется, сначала он становится внимательным, а потом – бережливым и заботливым.

Сказка как средство нравственного воспитания детей





Сказка – это неотъемлемый элемент нравственного воспитания. Нравственность основана на таких важных понятиях, как добро и зло. Сказка в простой форме объясняет разницу между плохим и хорошим.

Взаимоотношения героев и сюжет помогает понять причины поступка и его последствия. В сказке показана связь между нравственными качествами и конкретными жизненными ситуациями. Литературные произведения учат ребенка сопереживать, понимать другого человека.

Сказка имеет важное социальное значение, она формирует основы правильного поведения, навыки общения. Чтобы ускорить развитие нравственности, взрослые должны комментировать события и поступки персонажей.

Не менее важный воспитательный момент – это победа добра над злом. Положительные герои всегда трудолюбивые, храбрые, красивые, честные. Сравнивая себя с ними, малыш перенимает хорошие качества, учится находить правильные решения, мыслить позитивно.

Как видите, роль сказки в развитии и воспитании детей очень важна, без нее детство будет неполноценным. А добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и честные персонажи произведений всегда должны быть рядом с малышом. Такие разные герои дают ему опору в жизни, учат отличать плохое от хорошего, развивают воображение и интеллект.

Дата: 12.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий