НЕДЕЛИ

Воспитание личности ребенка

Содержание статьи:

Личность человека начинает формироваться с самого рождения. Первое влияние на этот сложный длительный процесс оказывают, конечно же, родители. Когда ребенок подрастает, он приходит в такие социальные институты, как детский сад и школа, которые имеют не меньшее влияние на формирование ребенка, чем родители. Какова роль семьи, детсада и школы в формировании личности ребенка? Об этом пойдет речь в данной статье.

Воспитание и развитие личности ребенка в семье



Семейное воспитание характеризуется формирующим воздействием на ребенка непосредственно личности отца и матери, членов семейного коллектива, семейным укладом. Именно в семье на ступени дошкольного детства ребенок оказывается органически включенным в сеть тех социальных отношений, которые составляют содержание будущей личности. Успешное нравственное развитие и всестороннее воспитание детей может быть обеспечено только при создании родителями благоприятных условий для формирования личности и их активном участии в воспитательном процессе.

Существенное значение для совершенствования воспитания детей в семье имеет педагогическая культура первых воспитателей ребенка – родителей. Педагогическая культура включает в себя следующие компоненты:

- методологические положения педагогов и психологов о целях воспитания и его содержании;

- наследие выдающихся прогрессивных педагогов прошлого;

- анализ исследований, рассматривающих вопросы воспитания детей в семье;

- изучение лучшего опыта сотрудничества семьи, детского сада, начальной школы и общественности.

Таким образом воспитание и развитие детей в семье включает в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.



Как правило, в семейном воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий. Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример родители подают своему ребенку. Если папа не занимается спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если мама не читает книг и много время проводит в Интернете, то не стоит удивляться, почему малыша не интересует литература.



Но не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами:

- незнание родителями основ педагогики;

- недостаточный культурный уровень некоторых семей;

- алкоголизм и/или наркомания среди родителей;

- ухудшение материального положения в некоторых семьях;

- увеличение количества неполных семей.

Ликвидировать ошибки родительского воспитания, восполнить пробелы в развитии ребенка и подкрепить семейное воспитание призваны воспитатели в детских садах.



Воспитание и формирование личности ребенка в детском саду



Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. В детском саду на плечи воспитателей ложится серьезная и очень сложная задача: передать детям все необходимые навыки и развить в них все те способности, без которых невозможно обойтись на последующих этапах развития и образования. Для ее решения необходимо подобрать ключик к каждому ребенку, найти наиболее подходящие для него способы подачи новой информации и обучения. Это могут быть объяснения воспитателя, практические задания или ролевые игры, главное, чтобы в процессе обучения ребенок имел возможность проявлять самостоятельную активность, а не только следовал указаниям воспитателя. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Особое место среди методов воспитания личности ребенка занимает игра. Именно в форме игры ребенку интереснее и легче познавать мир и получать новые знания. Значительная часть игр ребенка в детском саду рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли.

Кроме обучения мышлению ребенок с помощью игр приобретает многие конкретные знания: изучение движения предметов, величины расстояний, силы и координации собственных движений (беганье, прыганье, двиганье различных предметов и т. п.), изучение физических свойств предметов — непроницаемости, делимости, легкости, тяжести, липкости, скользкости и т. д.



Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей. Среди товарищей не страшны ни состязания, ни соревнования и весьма поучительны приемы, на которых сверстники пробуют свои силы.

Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов: младший, средний и старший. В детском саду существуют соответствующие группы, что позволяет подобрать оптимальную программу образования в зависимости от возрастных особенностей. Каждый период развития малыша требует особенного подхода. Именно поэтому при работе с детьми используются специальные методы, программы и системы. Такой подход позволяет осуществить качественный образовательный процесс с учетом возрастных особенностей, поставленных целей и других важных моментов. При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, заложении правильных основ и формировании верных образов.



Воспитание и развитие личности ребенка в школе



Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.

С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.



Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.



Преемственность воспитания



Семья, детский сад и школа связаны преемственностью, которая обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения трех социальных институтов. Каждый из них имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей, детским садом, а затем и школы. Благодаря этому корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Преемственность в работе детского сада и школы сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого маленького ученика.

О возрастных особенностях воспитания и развития личности ребенка можно узнать из видео:





Семья является институтом первичной социализации. Детский сад и школа входят в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляют собой институты вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Дата: 16.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий