НЕДЕЛИ

Развитие логического мышления у детей

Содержание статьи:

Все больше современных родителей озадачивается всесторонним развитием детей. Одним из важнейших качеств является логическое мышление. Оно помогает ребенку научиться анализировать ситуации и выбирать наиболее подходящий вариант действий.

Игровой материал для развития логики у детей от 1 до 9 лет должен быть разнообразным, при этом следует учитывать возрастные особенности психики. Для этой цели используют графические, речевые, настольные, компьютерные игры, пазлы, лото, головоломки и т. д. Такие занятия не только развивают важное качество, но и приносят огромное удовольствие детям.

Значение логического мышления





Мышление – это психическая деятельность, направленная на обобщение и опосредованное познание объектов путем раскрытия связей между познаваемыми предметами и явлениями.

Развитие логики у детей – это важная задача всестороннего развития, которой следует уделить особое внимание. Мышление – это познавательная деятельность, которая позволяет найти и открыть что-то новое. Благодаря развитому ребенок понимает закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, социальной жизни и межличностных отношениях. Это качество поможет достигнуть успехов во взрослой жизни. Оно позволяет быстро проанализировать ситуацию, выбрать наиболее подходящий вариант действий.

Логику нужно тренировать как можно раньше, чтобы избежать стереотипного мышления, которое характерно большинству людей. Это качество поможет отличить существенное от второстепенного, найти взаимосвязи межу объектами, явлениями, делать умозаключения, искать и находить подтверждения и опровержения.

Логические задачи увеличивают скорость, повышают гибкость, увеличивают глубину, развивают свободу и эффективность мыслительных процессов, делают мышление осмысленным.

Многие люди страдают от проблем с логикой и памятью. Это происходит потому, что отсутствуют умственные упражнения. Избежать этого помогут игры на развитие логического мышления.



Процесс логического мышления состоит из следующих операций:

• Сравнение – ребенок устанавливает сходство и различие объектов.
• Анализ – разделяет элементы объекта на составляющие.
• Синтез – объединяет отдельные элементы в целое.
• Обобщение – находит общие признаки на основе сходства.
• Абстрагирование – выделяет особенности объекта или явления, которые не существуют отдельно от него.
• Конкретизация – подчеркивает частный признак предмета.
• Систематизация – мысленно классифицирует объекты и явления по группам.

Чтобы ребенок научился реализовать вышеописанные операции, он должен регулярно выполнять упражнения на логику.

Этапы развития логики





Мышление начинает развиваться с самого рождения, проходя несколько этапов:

От 1 до 3 лет – предметно-действенное. Новорожденный познает окружающий мир через свои действия, он пробует предметы на вкус, ощупывает их, переставляет с места на место, стучит, бросает их. Это пока единственный способ для него получить информацию о том, что его окружает и о последствиях своих действий.

• Детям от 4 до 6 лет свойственно наглядно-образное мышление. Ребенок развивается интеллектуально, получает жизненный опыт, что позволяет ему оперировать образами. Ему не обязательно брать в руки какой-нибудь предмет, чтобы понять, к чему могут привести манипуляции с ним.

От 7 лет преобладает абстрактно-логическое или словесно логическое мышление. Этому способствует более высокий уровень развития речи. Школьник может делать выводы только по словесному описанию предмета или ситуации, воспринимать отвлеченные понятия, оперировать ими.

При выборе заданий на логику следует учитывать возрастные особенности мышления.

Когда и как тренировать логику





Среди родителей актуален вопрос о том, когда начинать тренировать логику. Как утверждают психологи, начинать занятия нужно с раннего возраста. Если ребенок не научится мыслить логически, воспринимать абстрактные понятия, то у него могут появиться проблемы с обучением в школе. Логика – это основа, на которой строится интеллект и успешное будущее.

Для тренировки логического мышления нужно учитывать уровень развития и тип мышления детей:

• С года до 3 лет развивать логику помогут различные игры, которые позволяют трогать все руками. Ребенок может играть с сортерами, раскладывать фигурки, игрушки по цвету, размеру, форме.



• Дошкольникам больше подойдет наглядный материал – разнообразные карточки, фигуры, картинки. В этом возрасте речь ребенка активно развивается, что ему позволяет применять для развития логики словесные игры.

• Старшим дошкольникам и учащимся начальных классов подходят занятия, во время которых можно продемонстрировать все операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.

Чтобы ребенку было легче развивать логику, используйте упражнения в игровой форме.

Упражнения на логику для детей 4 – 5 лет





Игры на развитие логики у младших дошкольников можно разделить на такие группы:

Дидактические или настольно-печатные. Они состоят из заданий на поиск соответствия, пары, группировки объектов по общему признаку. К этой группе относят пазлы, наборы для составления последовательностей, графические игры.

Развивающие. Это игры, в которых уровень сложности постепенно повышается после усвоения малышом первых уровней.

Речевые. Эти упражнения ускоряют развитие речи, логического построения предложений, рассказов, историй.

Деление игр на группы условное, так как многие их свойства схожи.

Игры на развитие логического мышления детей 4 – 5 лет:



1. Графические игры помогают развивать логику, тренируют руку к письму:

Лабиринты. Ребенок должен провести линию от одной точки к другой, от животного до животного, от предмета к предмету и т. д.

Обведи линии. Малыш проводит карандашом по линии, что получилась картинка или фигура.

Найди отличие. Кроха должен рассмотреть изображения и найти их отличительные признаки.

Дорисуй. На рисунке нужно дорисовать недостающие части.

2. Речевые игры – это своеобразные загадки. Малыш получает информацию, с которой он уже знаком, и на ее основе делает выводы и дает ответы. Такие упражнения учат находить решения, анализировать, выделять важную информацию, развивают речь.

Составить речевую загадку достаточно просто, главное взять информацию из книги, которую вы читали ребенку, например, «Колобок», «Мешок яблок» В. Сутеева или «Путаница» К. Чуковского. Главное, чтобы ребенку был интересен сюжет, а дальше примените свою фантазию. Поначалу задавайте наводящие вопросы, а потом те, на которые в произведении нет ответа.

Еще один пример речевой игры – это «Съедобное – Несъедобное». Упражняться в логике можно даже во время прогулки или поездки. Взрослый называет какой-нибудь объект, а ребенок должен ответить можно это есть или нет.

3. Настольные игры:



Блоки Дьенеша. Игра состоит из 48 фигурок, которые отличаются цветом, формой, размерами. А специальные альбомы разного уровня сложности помогут понять, как использовать игру. Это упражнение готовит малыша к освоению математики. Ребенок учится составлять целое, сравнивать, классифицировать и т. д. Она помогает развивать логику, внимательность, память.



Палочки Кюизнера. Это универсальная настольная игра. С помощью счетного материала развивается абстрактное мышление, логика, кроха учиться синтезировать, анализировать. Существует более 50 вариантов игр с применением палочек Кюизнера. Наиболее простой – раскладывание палочек по удлинению, цвету. Дальше можно усложнить задание, предложив ребенку сложить из материала дом, машину, дерево и т. д.

Пазлы, лото, домино – это классические игры для тренировки логического мышления. Дошкольникам можно предложить наборы, состоящие из 20 элементов и более. Выбор тематики игры зависит от личных предпочтений малыша.



Танграм. Это очень популярная китайская игрушка, которая состоит из 7 деталей. Эти детали передвигать, чтобы создавать различные рисунки. Танграм развивает внимание, логику, учит кроху анализировать, синтезировать информацию, сопоставлять. Это очень полезны тренажер для мозга!

4. Книги с логическими играми:

Ребусы, игры, головоломки: Задания на развитие логики детей 4 – 5 лет (серия «Папка дошкольника»). В издании присутствует много заданий, которые развивают логическое мышление. Кроме того, эта книга научит малыша разгадывать ребусы.

Логика. Лабиринты и схемы. Это не книга, а скорее рабочая тетрадь, в которой есть много заданий для детей 4 – 5 лет. Примеры упражнений: лабиринты, дорисуй картинку, отыщи отличия и т. д.

Пониматика от Е. Ардашировой. Это издание готовит кроху к освоению математики, учит сортировать, классифицировать предметы, искать повторяющиеся фрагменты рисунка, продолжать узоры и т. д.

Логика: Задания на развитие логического мышления – это полтора десятков листов с интересными заданиями.

Кроме того, для развития логики ребенка 4 – 5 лет используют компьютерные игры.

Логические игры для старших дошкольников





Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста тоже происходит с помощью игр.

Речевые упражнения формируют грамотную речь, пополняют словарный запас, учат понимать смысловую структуру слова. Например, игра «В города», когда последняя буква первого слова становится первой буквой следующего. Тематика игры может быть разной: животные, насекомые, растения.

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики рук, слухового и зрительного анализатора, пространственной и количественной ориентации. Например, ребенок соединяет точки по номерам, дорисовывает узор, пишет графические диктанты.

Математические игры развивают устный счет, учат решать простые задачи, тренируют логику. Например: «У Саши 4 груши. Одно из них он разрезал пополам. Сколько груш у Саши?»

Также для развития логики у ребенка 6 – 7 лет используют интерактивные игры.



Игры на логику для старших дошкольников:

Верю не верю. Ведущий дает ребенку информацию, которую он должен подтвердить или опровергнуть. Например, «Все шарики красные», «Зимой всегда идет снег», «Все птицы улетают на юг», «Летом мы носим рукавицы». Рекомендуется выбирать вопросы, на которые нельзя ответить однозначно, чтобы малыш обосновал свой ответ.

Назови одним словом. Эта игра учит группировать предметы, обобщать, расширяет кругозор и пополняет словарный запас. Ребенок должен назвать группу предметов одним словом. Для этого упражнения можно использовать карточки или просто произнести цепочки слов. Например, «Шкаф, стол, кровать, стул» - мебель, «Автобус, корабль, мотоцикл» - транспорт и т. д.

Ассоциация. Эта игра учит отделять существенное от второстепенного. Ведущий называет ребенку слова, первое из них будет главным, а из остальных нужно выбрать те, которые связаны с ним смыслом. Например, космос (спутник, скафандр, звезды, Луна), птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Отгадай-ка. Как и предыдущее, это упражнение формирует словесно-логическое мышление. Ребенок представляет какой-то предмет и называет его отличительные признаки, чтобы второй игрок отгадал, что это. Если малыш растерялся, то помогите ему. Кроме того, можно задавать наводящие вопросы: «Какого цвета предмет?», «Какой формы?» и т. д.

Задачки-шутки. Эта игра может стать отлично разминкой для мозга перед более тяжелыми упражнениями. Она учит дошкольников быть находчивыми, понимать юмор и накопленный жизненный опыт. Например, «Сколько булочек в пустой тарелке?» (Нисколько, она пустая), «Тройка коней пробежала 4 км, по сколько км пробежал каждый конь?» (по 4 км), «В вазе было 3 розы и 2 тюльпана, сколько всего роз в вазе?» (3).



Хитрые задачки на развитие логики у детей старшего дошкольного возраста помогают им развивать многие полезные качества, которые им пригодятся во взрослой жизни.

Компьютерные игры тоже могут быть полезными, некоторые из них развивают мозг ребенка. Для совершенствования памяти и мышления можно использовать игру «Лунтик. Тренируем память и внимание». Анимационное упражнение помогает выучить английский язык («Нескучные уроки. Английский язык»). Детям очень нравятся игры-путешествия, квесты-«бродилки», во время которых они решают логические задачки («Три богатыря и Шамаханская царица»). Выучить математику, научиться читать тоже можно в увлекательной форме («Баба-Яга и Проша: год полный забот»).

Развитие логики у младших школьников





К 7 – 9 годам ребенок уже способен оценивать точку зрения других людей, анализировать, сравнивать рассуждать. Эти качества просто необходимы для полноценного интеллектуального развития. Поэтому нужно проводить развитие логического мышления у детей школьного возраста.

Здания на развития логики детям:

Сравнения. Ребенок сравнивает объекты по размеру, количеству или качеству, сравнивает числовые параметры (больше, меньше, одинаково).

Признаки. Школьник находит общие и отличительные признаки предметов. Например, находит отличия на двух похожих картинках, пытается понять, в чем сходство между животными.

Классификация. Ученик объединяет объекты в одну группу. Например, цветы отдельно от кустов, фрукты отдельно от ягод и т. д.

Отбор. Из представленных предметов нужно исключить лишний, например, велосипед от скоростного транспорта, салат от десертов.

Игры со спичками. Ребенок убирает или переставляет необходимое количество спичек, чтобы создать новую фигуру, цифру или букву.

Поиск недостающего значения. В этом упражнении взрослый убирает несколько букв из слов, а школьник должен вставить пропущенные символы.

Развивать логику ребенка 6 – 9 лет можно с помощью ребусов, уравнений, математических примеров.

Во время решения каждой задачи школьник должен комментировать свои действия, уметь обосновывать решение. По мере развития логического мышления уровень сложности заданий нужно постепенно повышать.

Логические загадки





Разгадывание шарад, ребусов, загадок – это интересный и легкий способ познания окружающего мира, отличное упражнение для тренировки логики:

1. Для детей 4 – 5 лет:

• Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним. С ним и незрячий непременно найдет иголку в стоге сена. (Магнит)

• Самый доступный нам транспорт, в котором ноги наездника служат нам мотором. (Велосипед)

• Это ленточка такая – шелковистая-расписная, но руками не возьмешь и в косички не вплетешь. (Радуга)

• Где король и королева ходят вправо, ходят влево, ходят прямо, ходят косо, ходят – молча, без вопросов. Даже целый день подряд по желанию ребят? (На шахматной доске)

2. Для детей 6 – 9 лет:

• Над рекой давно навис и не хочет падать вниз. (Мост)

• Строчит часами напролет, а ведь совсем не пулемет. Она, как ручка на листочке, на ткани пишет строчку к строчке. (Швейная машинка)

• Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже который год все никак не упадет. (Водопад)

• В доме – шахта, в шахте – дом. Люди ездят в доме том. Он исполнит ваш каприз: отвезет и вверх, и вниз. (Лифт)

• Вот старинный ом огромный: стены, башня, ров прорыт. Переставишь ударенье – и на двери он висит. (зАмок – замОк)

• Как правильно написать «уточка» в 2 клетках? (В первой – букву «у», во второй – точку)

• Ты упала мне под ноги, растянулась на дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа. (Тень)

Современная педагогика предлагает огромное количество игр для развития логического мышления у детей разного возраста. Помните, что начинать тренировать логику нужно как можно раньше. Проводите занятия в игровой форме, так процесс развития важных психических качеств будет протекать легко и с пользой. Регулярно занимайтесь с ребенком, чтобы он вырос умным, сообразительным, способным быстро и правильно принимать решения.

Дата: 30.07.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий