НЕДЕЛИ

Воспитание детей в игре

Содержание статьи:

Игра – это моделирование различных жизненных ситуаций. Эта деятельность является преобладающей для детей дошкольного возраста. Игра помогает развивать личность ребенка, отрабатывать роли, которые он будет играть во взрослой жизни. Новые навыки и умения малыш тоже развивает в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии дошкольника обусловлена особенностями развития его психики. Кроме того, игровая деятельность помогает много узнать об условиях жизни, предпочтениях, особенностях характера ребенка.

Игра как важное условие развития





Психологи выделяют весь младший возраст как период активной игровой деятельности. По их мнению, роль игры в психическом развитии ребенка первостепенна.

Игра как средство воспитания детей имеет огромное значение:

• Малыш учится творить, мечтать, создает свою реальность, у него активно работает воображение.
• Совершенствуется познавательное, культурное, социальное, физическое развитие.
• Дети тренируют волю, учатся планировать деятельность, развивается интеллект.
• Игры сближают, учат договариваться, вступать в контакт и поддерживать его. Во время игр появляются первые друзья, формируются чувства, эмоции, дети учатся преодолевать трудности.
• Пополняется словарный запас.

Во время игры ребенок начинает понимать общественную сущность всех вещей, ведь каждое действие, слово имеет смысл для какого-то человека. Постепенно дети осознают ведущую роль человеческих отношений.

Виды игр





Педагоги выделяют следующие виды игр, которые применяются в процессе воспитания:

• Подвижные. Тренируют ловкость, скорость, силу, желание побеждать, целеустремленность, сопереживание волевые качества.
• Логические. Подготавливают ребенка к школе, тренируют память, усидчивость, умение находить нестандартные решения задач.
• Дидактические. Расширяют словарный запас, формируют связную речь, учат выражать свои мысли, правильно относится к разным аспектам жизни (профессии, люди разных национальностей, природа, родина).
• Сюжетно-ролевая. Это эффективный инструмент для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Воспитание детей в игре очень эффективно и помогает решить много задач.

Игры с рождения до 7 лет





Воспитание личности ребенка средствами игр нужно проводить с учетом возраста, начиная от самых простых действий:

От рождения до 1.5 лет грудничок учится контролировать свое тело, двигаться, развиваются моторные навыки. В этом возрасте игра имеет функциональный характер, кроха тренируется контролировать свои конечности, голову, пальцы, перемещается в пространстве на разных скоростях (ползает, бегает, прыгает).

От 1.5 до 3 лет преобладают предметные действия, это отличный период для строительных игр. Малыш совершает осмысленные движения, складывая кубики, пирамиды, посудку, мелкие предметы. В этом возрасте зарождается ролевая игра, ребенок наделяет новыми функциями знакомые предметы, примеряет на себя новые роли.

С 3 до 3.5 лет применяются схематичные, отрывочные сценарии. Крохе трудно уследить за развитием событий, сопоставить свои действия с чужими. Он уже хочет играть с кем-то, но это пока сложно реализовать, так как сюжет игры быстро меняется, а устойчивая, логичная связь между детьми отсутствует.



С 4 до 5 лет игра еще неустойчивая, но уже появляются правила, которые дети соблюдают. Большое значение имеет роль, которую малыши пытаются правильно исполнить. Дети могут играть вместе, однако их очень интересует смысл игры друзей, поэтому они могут прервать свою игру, чтобы присоединиться к чужой.

Старшие дошкольники (6 – 7 лет) способны взаимодействовать долго, вместе продумать сюжет, правила, распределить роли. Дети все чаще отдают предпочтение коллективным играм, поэтому развитие происходит быстрее. Кроме того, в этом возрасте быстрее ускоряются психические процессы. Дошкольники могут воображать какие-то события, сосредотачиваться, обрабатывать полученную информацию, осознать логику поведения человека. Перед игрой и в ее процессе малыши договариваются о ролях, подготавливают костюмы и необходимые атрибуты.

Игровую деятельность для общего развития применяют вплоть до средних классов. Правда сюжеты становятся более сложными и длительными.

Развитие детей посредством народных игр





Многие современные педагоги пытаются привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, то есть приобщить новое поколение к исторической памяти народа. Поэтому проводят воспитание детей средствами народных игр. Русские народные игры имеют многовековую историю, так как они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры вызывают живой интерес у детей, способствуют физическому развитию, пополняют их словарный запас, увеличивают их духовно нравственный потенциал. Они прививают любовь к родине.

Цель многих народных игр – развеселить, позабавить. Это шуточные игры, во время которых дети придумывают нелепицы, словесные каламбуры со смешными жестами. Однако такие шутки безобидны.



Народные игры сопровождаются песнями, танцами, плясками, сказками, загадками и т. д. Вместе с игрой в жизнь дошкольников приходит искусство, прекрасное.

Русские народные игры помогают решить сразу несколько задач: развивают мышление, расширяют круг знаний о мире, людях, природе, формируют эмоциональную сферу, укрепляют память и внимание. Они развивают волевые качества, укореняют навыки общения. Народные игры имеют нравственную основу, обучают гармонии с окружающими людьми.

Существует несколько видов народных игр:

• Подвижные – развивают силу, ловкость, выносливость.
• Познавательные – расширяют кругозор, развивают умственные способности.
• Ролевые – позволяют отобразить в наглядно-действенной форме различные сферы деятельности, которые выходят за границы личной практики детей.
• Обрядовые – помогают приобщиться к опыту предков.

Каждая народная игра – это творческий процесс. Некоторые игры основаны на коллективном творчестве, а другие – на реализации творческой индивидуальности.

Сенсорное развитие с помощью игры





Для развития дошкольников часто применяются дидактические игры, которые считаются основным средством сенсорного воспитания. Во время их проведения дети знакомятся с формами, размерами, цветами предметов, пространственными представлениями, звуками.

Главное преимущество дидактических игр – это воспитание и обучение дошкольников, но не открыто, а через игровую деятельность. То есть дети даже не подозревают, что они получают новые знания, закрепляют навыки действий с разными предметами, учатся общаться со сверстниками и взрослыми.

Дидактическая игра формирует корректность, доброжелательность, выдержку, воспитывает правильные взаимоотношения между детьми. Кроме того, она формирует внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Она учит детей применять имеющиеся знания во время игры, активирует умственные процессы, повышает настроение детям.

Существуют следующие виды дидактических игр для сенсорного развития:

• Предметные – совершенствуют моторику, тактильное, зрительное, слуховое восприятие.
• Настольно-печатные – во время игровой деятельности используются сборники развивающих задачек, карточки, плакаты, макеты, игрушки и т. д.
• Словесные – развивают внимание, память, совершенствуют речь, учат связно изъясняться.

Сенсорное воспитание детей через игру поможет им подготовиться к школе, так как дидактические игры позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Экологическое воспитание в игре





Экологическое воспитание дошкольников – это новое направление педагогики, которое сменило традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Этому аспекту уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Игры экологического воспитания закладывают научные основы понимания связей в системе «природа – общество – человек». У малыша формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды.

В игре дети отражают разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей среде. Через игру дети познают действительность.

В экологическом воспитании применяются дидактические игры, которые помогают уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, дают возможность им оперировать предметами природы (семена, плоды, овощи, фрукты), сравнивать их, выделять изменения отдельных внешних признаков.



Экологическая игра помогает достигнуть следующих целей:

• Развивает познавательные способности, дает новые знания, обобщает, закрепляет их, учит отличать простые и сложные явления природы.
• Обогащают чувственный опыт ребенка, вызывает эмоциональное отношение к природе.
• Развивают речь, пополняют словарный запас.
• Совершенствует социально-нравственное развитие. Дети познают взаимоотношения между людьми, объектами природы.
• Вырабатывает и совершенствует способность эстетического сознания прекрасного в природе.

Усваивая знания о природе во время экологической игры, у ребенка формируется бережное и внимательное отношение к объектам растительного и животного мира.

Эстетическое воспитание в игре





Эстетическое развитие ребенка – это развитие чувств по отношению к материальному, предметному миру (природа, быт, произведения искусства, человеческие отношения). Игра учит культуре поведения, показывает, как это сделать красиво. Игровая деятельность прививает навыки культурной речи: привычку разговаривать четко, красиво, выслушивать собеседника до конца, не перебивать. С помощью игры дошкольники усваивают правила отношений между людьми, начинают понимать и ценить красоту поступков.

Игра помогает выявить и совершенствовать художественные способности ребенка. У него развивается воображение, поэтому он может даже самостоятельно создавать сюжеты своих игр.

Даже простые сюжетно-ролевые игры развивают эстетические чувства и способности детей. Например, в игре «дочки-матери» ребенок не просто поет колыбельную своему «ребенку», а делает это с нежностью, вниманием, любовью. Особое место в эстетическом воспитании занимают игры в «праздник», «концерт», «театр» и т. д. В процессе приобретения новых знаний и умений ребенок начинает использовать на занятиях кукольные, теневые, настольные театры.



Очень важны для эстетического развития строительные игры, которые отображают окружающий мир ребенка. Дети играют со строительным материалом, сооружают постройки, воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. Такие игры формируют вкус, умение удачно отобразить композицию сооружения, красиво сочетать цвет и форму. Когда внутренний мир ребенка обогащается эстетическими впечатлениями, он может самостоятельно придумывать и воспроизводить разные постройки.

Словесные дидактические игры и деятельность с дидактическими игрушками позволяют дошкольникам овладеть разнообразием предметного мира и приводят их самостоятельной художественной деятельности. Один из видов таких игр – это мозаика, которая является игрушкой художественного характера. Ребенок выкладывает различные узоры, подбирает, сочетает элементы по цвету, форме.

Эстетическое воспитание детей в игре проводится с помощью народных игрушек и природы. Эти средства помогают развивать любовь к прекрасному, умение видеть его в простых вещах, природе, искусстве, труде, поступках людей.

Умственное развитие с помощью игры





Игра будет активно развивать умственное развитие ребенка, если воспитатель обогатит ее содержание и правильно организует.

Отельные виды игр по-разному влияют на умственное развитие детей:

• Сюжетно-ролевые – расширяют представление об окружающем мире, пополняют словарный запас.
• Театрализованные – помогают более глубоко понимать произведения художественной литературы, стимулируют речь.
• Строительно-конструктивные – развивают конструктивные способности, пополняют запас знаний о геометрических фигурах, пространственных отношениях.
• Дидактические – помогают усваивать, закреплять знания, овладевать способами познавательной деятельности.



Во время игровой деятельности дети учатся составлять рассказ по картинкам, понимать грамматическую конструкцию предложений, узнавать предметы по заданным признакам и т. д.

Умственное воспитание детей в игре содействует эстетическому воспитанию, развивает ум, ускоряет психические процессы, формирует систему знаний, развивает речь, способствует нравственному, физическому, трудовому воспитанию.

Нравственное развитие через игру





Игра – это важное средство воспитания моральных чувств, представлений, нравственных поступков, культуры поведения.

Активные игры применяются не только для физического, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети во время игры, какие качества у них проявляются, а потом проводит занятие для их упражнения в правильных поступках. Подвижные игры развивают сообразительность, наблюдательность, внимание, воображение, развивают положительные качества. Во время игры исчезает застенчивость, робость, малыш становится более уверенным в себе. Такая деятельность воспитывает правильные взаимоотношения играющих.

Сюжетно-ролевые игры позволяют более свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения со сверстниками, выбирать цели. Ролевая игра проявляет достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень владения детьми нормами и правилами поведения. Ребенок копирует жизнь взрослых, проникает их заботами и делами, усваивает моральные нормы общества. Примеры сюжетно-ролевых игр: «школа», «парикмахерская», «стройка», «больница» и т. д. Такие игра помогают воспитать уважение к взрослым, интерес к вышеуказанным профессиям.

Нравственное воспитание детей через игру проходит легко и эффективно. Игры помогают создать практический опыт общественного поведения, формируют у дошкольников нравственные представления, сужения, оценки.

Как видите, роль игры в воспитании детей ключевая. Во время игровой деятельности дети получают возможность гармонично войти в окружающий мир, найти свои механизмы общения с людьми, научиться строить отношения, адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность. Играя дошкольники становятся более уверенными в себе, наполняют жизни интересным содержанием, удовлетворяют свои социальные потребности и интересы. То есть игра помогает полноценно развиваться личности детей.

Дата: 12.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий