НЕДЕЛИ

Эмоциональное развитие ребенка

Содержание статьи:

Одной из самых важных сторон формирования личности малыша является эмоциональное развитие. К сожалению, многие родители уделяют недостаточно внимания данному аспекту. Результатом такого пренебрежительного отношения является ребенок, который может знать алфавит, основы математического счета, иметь достижения в спорте, пении или рисовании, но не умеющий выразить свои страхи, тревоги и эмоции. Как развивать эмоциональную сферу ребенка расскажет данная статья.

Эмоционально-волевое развитие ребенка



Эмоции, чувства и настроения ребенка составляют одно целое — эмоционально-волевую сторону личности малыша. Рассмотрим подробнее каждый из трех компонентов:

- эмоции представляют собой самые простые реакции малыша на воздействие окружающих факторов. Существует условное подразделение эмоций на положительные (восхищение, радость и т.д.), нейтральные (любопытство и др.) и отрицательные (стыд, ужас, гнев и т. д.);

- чувства включают в себя разные эмоции и выражаются в отношении к конкретным людям, окружающим предметам или происходящим событиям;

- настроение представляет собой эмоциональное состояние ребенка, которое формируется в зависимости от множества различных факторов, основные из которых состояние нервной системы и здоровья в целом, обстановки вокруг малыша, социального статуса окружающих людей, основного вида деятельности и др. Стоит отметить, что настроение значительно влияет на деятельность малыша и либо ее стимулирует, либо, наоборот, расстраивает;

- воля – сторона личности малыша, которая отображает способность крохи к сознательному урегулированию поведения и достижения целей, поставленных перед собой. Воля развивается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.





Роль эмоционального развития в жизни ребенка



На первый взгляд выразить свои чувства и распознать эмоции собеседника кажется достаточно просто. Однако это сложный процесс и он требует от малыша наличие определенных знаний и уровня развития.
Взрослые (родители, бабушки, дедушки, воспитатели детского сада) должны обратить внимание малыша на чувства, показать как выглядит и проявляются эмоции с помощью мимики и жестов, позы тела и даже тембра голоса.

В раннем возрасте ребенка эмоции и чувства играют более важную роль, чем в последующей жизни. Это обусловлено тем, что интерес, выражение потребностей и мотивация познания окружающего мира являются главными двигателями для физического и интеллектуального развитяи крохи.

Детские психологи выделяют следующие условные нормативы развития эмоциональной сферы малыша:


- к концу четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться;

- ближе к полугодовалому возрасту малыш начинает проявлять ярко выраженные эмоции на появление мамы или на ее голос;

- к десяти-двенадцати месяцам малыш осваивает навык обнимать и целовать близких людей;

- к двухлетнему возрасту ребенок испытывает привязанность к тем или иным игрушкам: кроха кормит их, обнимает, чаще играет с ними.



Однако иногда могут возникать нарушения эмоционального развития детей. Заметить отставание развития ребенка в эмоциональной сфере можно с помощью следующие факторов:

- после полугодовалого возраста малыш не показывает недовольство или разочарование если мама при нем покидает помещение или если он остается с малознакомыми взрослыми;

- в основном малыш проявляет вялость и апатию;

- большую часть времени кроха проявляет недовольство и ведет себя возбужденно;

- в возрасте 2,5-3 лет малыш проявляет жесткое отношение к окружающим: животным, сверстникам и даже игрушкам.

Особенности эмоционального развития детей



Пятилетние дети уже могут правильно различать воспринимать эмоциональное состояние человека. Легче всего они легко различают положительные эмоции (восторг, радость, веселье). Однако негативные эмоции (грусть, страх и т.д.) пятилеткам отличить достаточно сложно. А вот нейтральные эмоции, например, удивление или любопытство, различает всего 7% детей. Это связано с тем, что ребята в первую очередь смотрят на выражение лица собеседника, но при этом они абсолютно н обращают внимание на позу его тела и жесты, которые он делает.

Важно понимать, что ребенок может переживать из-за всего, что ему интересно и значимо. Причиной переживания может быть как поломка любимой игрушки, так и то, что на улице идет дождь и он пропустит прогулку. Взрослые должны определять причину расстройства ребенка и поддерживать его с помощью проявлений ласки. Малыш способен чувствовать радость, веселье, обиду, несправедливость, сопереживание сказочным героям.



В дошкольном возрасте ребенок развивает свою чувствительность: эмоции становятся глубже, устойчивее, разумнее и более четче. Благодаря этому поведение крохи становится выразительным, искренним и непосредственным.



О проблемах эмоционального развития детей и способах их коррекции можно узнать из видео:



Советы родителям



В детских садах действуют специальные программы, направленные на эмоциональное развитие воспитанников. Но как организовать эмоциональное развитие детей 3-4 лет в домашних условиях? В этом помогут рекомендации детских психологов и воспитателей.

Мышление дошкольника построено на наглядных формах, поэтому учиться выражать свои эмоции ему удобнее на конкретных примерах, например, во время просмотра мультфильма или чтения сказки. Взрослые могут обсудить с ребенком, какие эмоции переживает сказочный персонаж, что послужило причиной проявления именно таких чувств, положительные они или отрицательные и др. Также, используя конкретные примеры, следует рассказать малышу об основных признаках тех или иных чувств и эмоций. При этом следует обращать внимание малыша на мимику, жесты человека, а также на интонацию и тембр его голоса.

Малыш должен знать о классификации эмоций на положительные, отрицательные и нейтральные. Однако, взрослые должны объяснить, сто отрицательные эмоции не всегда негативно влияют на жизнь. Например, чувство страха тесно связано с инстинктом самосохранения и помогает уберечься от различных травм и неприятностей, чувство обиды четко дает понять где начинаются границы личного пространства и разделяет, что можно делать, а что нельзя и т.д.

Чтобы ребенок дошкольного возраста смог уважительно относиться к чувствам других людей, нужно чтобы он рос с ощущением понимания родителей и других взрослых. Для этого ребенок как можно чаще должен проявлять свои эмоции, а родители не должны оставлять это без внимания — следует поощрять малыша, обсуждать его чувства и с чем они связаны. Таким образом полное понимание и доверие между ребенком и родителями приводит к эффективному развитию эмпатии.



Игры для эмоционального развития детей



Существенно облегчают процесс формирования и развития эмоционально — волевой сферы дошкольника с помощью специальных дидактических игр и упражнений. Игровые методики позволяют малышу в простой и доступной форме запомнить основные виды эмоций и чувств, как они проявляются и зачем нужны в жизни человека. Играть в такие игры можно индивидуально либо в малой группе детей.

«Театральная маска»



Цель игры: выучить основные жесты и мимические выражения лица, которые соответствуют разным эмоциям и чувствам; формировать навык распознавать эмоция по невербальному способу их выражения.

Взрослый дает задание игрокам вырезать из бумаги и разрисовать маски, которые выражают ту или иную эмоцию (радость, любопытство, страх и т. д.). Когда маски будут готовы, игроки по очереди одевают их (ребенку дается маска, сделанная другим ребенком). Игрок должен угадать, какую маску ему одели. В этом ему помогут подсказки остальных игроков — они должны рассказать, как расположены глаза маски, брови, каков изгиб губ и т. д.





«Мимическая гимнастика»



Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

- Улыбнуться, как Буратино.
- Испугаться, как Красная Шапочка.
- Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»



Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

Дата: 23.08.2018

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий