НЕДЕЛИ

Логопедический ребенок

Содержание статьи:

За последние 10 лет количество детей 3 – 7 лет с нарушениями речевого развития увеличилось. По статистике, каждый 2 ребенок имеет проблемы со звукопроизношением. Чтобы выявить проблемы, нужно провести логопедическое обследование. А регулярные занятия помогут избавиться от дефектов речи, ускорить ее развитие, пополнить словарный запас. Специальные упражнения нужно подбирать с учетом возраста. Существуют задания по коррекции речи для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Логопедический ребенок – кто это





Речь ребенка должна соответствовать нормам в зависимости от возраста. Ведь от этого зависит, готов ли он к школе, и его будущие успехи.

Этапы речевого развития детей от 1 до 7 лет:

• 1 год – в пассивном словаре малыша около 20 слов (он их понимает, может показать, но пока не выговаривает), в активном – до 10 слов;

• 2 года – в активном словаре около 300 слов, он может составлять короткие предложения, например, «дай игрушку»;

• 3 года – количество используемых слов увеличивается до 1000, ребенок адекватно отвечает на вопросы;

• 4 года – повторяет слова из 4 слогов за взрослыми, понимает, что значит «большой-маленький», «много-мало»;

• 5 лет – повторяет предложения из 9 слов. Использует в речи слова «сегодня», «завтра» «вчера»;

• 6 лет – активный словарь состоит из 2000 слов. Может составить небольшой рассказ по картинке;

• 7 лет – наполненность активного словаря – 3000 слов. Связная речь сформирована, он может пересказать услышанное.

Логопедический ребенок не соответствует этим нормам, имеет различные дефекты речи или у него ОНР. В таком случае необходимо обратиться к логопеду.



Признаки речевого нарушения ребенка:

• Младенец не выговаривает звуки, не гулит, не разговаривает до 3 лет;
• Дошкольник с трудом запоминает буквы;
• С трудом или неправильно произносит отдельные звуки или их сочетания, не выговаривает некоторые из них;
• Дошкольнику с трудом даются задания, например, «найди четвертый лишний», потому что ему сложно обобщить ряд слов из одной категории (например, ягоды: малина, клубника, смородина);
• Заикается;
• Не может объединить буквы в слоги, хотя знает, как они выговариваются по отдельности.

Если родители заметили подобные признаки нарушения речи, то нужно срочно обратиться к специалисту. Логопед проведет всестороннее обследование и назначит курс лечения. После его прохождения исчезают дефекты (шепелявость, картавость), формируется правильная речь, развивается строй речи, внимание, мышление, память, пополняется словарный запас, дошкольник усваивает основы грамматики.

Логопедическое обследование





Совокупность действий, которые помогают обнаружить нарушения речевого развития называют логопедическое обследование. Это всестороннее исследование речи и каждой ее составляющей. Во время диагностики учитываются все показатели развития личности с раннего возраста. Результаты исследования логопед или дефектолог отмечает в «речевой карте».

Логопедическое обследование ребенка с нарушением речи позволяет оценить его общее психологическое состояние. Во время диагностики логопед может заметить специфические нарушения звукопроизношения, например, сложности со словообразованием, лексико-грамматическим строем, не сформирована связная речь и фонетический процесс.

Логопедическое обследование имеет такие задачи:

• Выявление особенностей речевого развития для правильного построения образовательного процесса;

• Обнаружение негативных тенденций в развитии. Это позволит понять, нужно ли провести более глубокую диагностику;

• Выявление изменений речи, что позволяет оценить эффективность работы педагога.



Во время логопедического обследования применяются различные методики. Дети изучают фонетическую часть речи с помощью картинок, на которых изображены проблемные звуки. Применяются слова, фразы, тексты с разными звуками. С помощью речевого материала и картинок изучается фонематическая часть речи. Занятия позволяют понять, различает ли дошкольник противоположные звуки (звонкий-глухой, твердый-мягкий, шипящий-свистящий). Специалист анализирует состояние связной речи, используя изображения с разными сюжетными линиями. Для анализа лексической стороны и грамматики применяют картинки с действиями людей, животных, различных предметов. Исследуется языковый анализ и синтез с помощью речевого материала со словами или предложениями, а также сюжетных картинок. Специалист анализирует письменную речь, для этого проводятся диктанты, напечатанные тексты, рукописные, тексты для чтения, слоговые таблички.

Специалисты выделяют такие этапы логопедического обследования:

• Ориентировочный. Проводится сбор анамнеза: информация о беременности, родах, послеродовом периоде, состоянии ребенка в первые дни, перенесенные заболевания, особенности развития. Изучается медицинская документация, проводится беседа с ребенком;

• Дифференцировочный. Во время исследования изучают мыслительное развитие, оценивают моторику артикуляции, работу мимических мышц, мелкую и общую моторику, слуховое и зрительное восприятие;

• Основной. Обследуется произношение звуков, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, лексический запас, грамматический строй, связная речь. Оценивается дыхательная, голосовая функции, восприятие грамматических форм. Врач выясняет, насколько ребенок понимает слова и предложения;

• Заключительный. Врач наблюдает за ребенком во время учебного процесса.



Логопедическая диагностика детей с нарушениями речи – это основная часть ее развития и формирования. После обследования специалист выявляет имеющиеся дефекты и причины их возникновения.

Логопедические занятия для детей 3 – 4 лет





Чтобы занятия для детей с нарушениями речи 3 – 4 лет были эффективными, нужно создать особую игровую ситуацию. Кроме того, логопед должен знать психологическую характеристику воспитанников учитывать их особенности, например, повышенная утомляемость, невнимательность и т. д.

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет имеют такие особенности:

• Занятия с детьми раннего возраста основаны на подражании взрослым (их движениям, действиям, словам), а не на объяснении, разговоре, внушении;

• Образовательный процесс нужно построить в форме игры. Занятие не должно превышать 20 минут;

• Между ребенком и педагогом должен быть эмоциональный контакт;

• Чтобы закрепить навыки, нужно многократно повторять словесный материал.

Игры для развития общего подражания учат ребенка подражать движениям, действиям, мимике взрослого. Для этого можно провести игру «Делаем зарядку», где воспитанники поднимают руки, топают ногами, бегают и т. д. Также можно провести игру «Птички», во время которой дети машут крыльями, бегают, клюют зерна.



В играх для развития речевого подражания ребенок 3 – 4 лет многократно повторяет за взрослым слоги, слова, словосочетания, учится выделять их интонационно. Например, в игре «Поиграем на дудочке» ребенок повторяет аморфное слово «ДУ-ДУ-ДУ!» В игре «Позвеним колокольчиком» дети повторяют слоги «ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ» на выбор. Игра «Машинки» учит звуку «Ж» и слогу «БИ-БИ», «Паровозики» - «ЧУ-ЧУ, ТУ-ТУ» и т. д. В игре «Гости» нужно построить дом из конструктора и подготовить игрушки (курочка, утка, кошка и т. д.), в ходе игры дети повторяют слог «ТУК-ТУК», а также имитируют звуки животных, например, «КО-КО», «КРЯ-КРЯ», «МЯУ».

Логопедические занятия для детей предполагают выполнение дыхательных упражнений, например, вдох носом – выдох ртом. Для развития мелкой моторики используют пальчиковые упражнения, а для общей моторики – дети бегают, переворачиваются на спину, машут лапками, как животные и т. д.

Логопедическая работа с детьми 5 – 6 лет



Логопедическая работа с детьми 5 лет включает не только речевые игры, но и гимнастику для рук и органов речи.

Мелкая моторика стимулирует центр речи в головном мозгу. По этой причине ребенок 5 – 6 лет должен регулярно выполнять упражнения для пальцев.



В игре «Загорелись огоньки» ребенок открывает и закрывает пальцы на каждой ладошке вместе и поочередно.



В игре «Вкусные блинчики» дошкольник кладет руки на стол, чередуя ладонь и тыльную сторону. Если правая касается к столу ладонью, то левая – тыльной стороной и наоборот. Существует много примеров таких игр.

Логопедические задания для детей включают артикуляционную гимнастику, которая совершенствует главный орган речи – язык, а также умение им управлять. После регулярных упражнений ребенок может произносить даже самые сложные звуки. Все упражнения нужно выполнять по 6 – 8 раз.



В упражнении «Веселые квакушки» ребенок широко улыбается, зубы при этом сомкнуты, он должен сохранить улыбку на 10 секунд.



Дошкольник вытягивает губы вперед, пытаясь имитировать движение слона, который набирает хоботом воду.



В упражнении «Хитрый питон» ребенок широко улыбается, высовывает язык изо рта, вытягивает его вперед, а потом прячет. При этом нужно сохранить улыбку.



В упражнении «Быстрая лошадка» нужно улыбнутся и цокать язычком. При этом нижние зубы должны сохранятся неподвижными.

Для развития фонематического слуха у ребенка 5 лет проводят игру «Что звучит?», в ходе которой ребенок должен на слух определить, что звучит, например, горох в банке, фольга. «Слова-вагончики»- это игра, которая заставляет вспомнить побольше названий (игрушки, животные, фрукты) на каждый звук. При этом слово должно начинаться или заканчиваться на него. Например, ватрушка, вареники, вафли.

Логопедические упражнения для детей 7 лет





Ребенок 7 лет тоже должен тренировать речевой аппарат, для этого выполняется артикуляционная гимнастика.

Логопедические упражнения для детей 7 лет для развития органов речи:

• Ребенок растягивает губы в улыбке, прикрывает зубы, потом опять их обнажает;

• Язык нужно положить на нижнюю губу, а верхней его как будто пошлепывать. При этом следует произносить звук «ПЯ-ПЯ»;

• Ребенок немного приоткрывает рот, потом вытягивает язык и касается им нижней губы, затем прячет его обратно;

• Рот нужно приоткрыть, круговым движением облизать губы сначала по часовой стрелке, а потом обратно;

• Языком, словно зубной щеткой нужно почистить сначала край верхних зубов, потом их внутреннюю поверхность и внешнюю. Потом повторить с нижним рядом зубов.

Также существуют упражнения на постановку звука «Р» которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата и восстанавливают фонематический слух.

Игра «Расставить посты» развивает произвольное внимание, умение ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия. В ходе игры дети маршируют друг за другом, когда воспитатель подаст сигнал (например, хлопнет в ладоши), то последний ребенок остановится, а остальные пойдут дальше. Так взрослый расставит детей в задуманном порядке. Потом дети меняются с командиром.



Игра «Не пропусти профессию» развивает способность переключать внимание, расширяет кругозор. В ходе игры дети садятся в круг и слушают слова воспитателя. Им нужно хлопнуть в ладоши, когда они будут слышать названия профессий.

Игра «Найди лишнее слово» развивает процессы обобщения, учит выделять существенные признаки. Воспитатель зачитывает серию слов (4 – 5 штук), из которых все кроме одного объединены по общему признаку. Например, яблоко, апельсин, огурец, груша.

Также для коррекции речевых нарушений у детей 7 лет проводят игры на развитие образного, словесно-логического мышления, творческого воображения. Они активизируют память, скорость реакции, пополняют словарный запас. Кроме того, логопедические игры для детей развивают коммуникативные навыки, умение согласовывать действия, действовать сообща.

Логопедическая работа с детьми с ОНР





При общем недоразвитии речи ребенок нуждается в комплексных занятиях, которые формируют лексический словарь, грамматическую сторону, артикуляцию, память, внимание.

При ОНР 1 уровня у ребенка наблюдается лепетная речь с активной мимикой, лексический словарь бедный, он с трудом строит фразы из нескольких слов. Кроме того, нарушено слуховое и зрительное внимание, а также память. В таком случае проводятся занятия, направленные на расширение словарного запаса, развитие внимания, улучшение мелкой моторики, работы артикуляционного аппарата:

• Ребенок должен послушать разные звуки, например, шуршание листа бумаги, журчание льющейся воды, звук музыкального инструмента и т. д. Потом он показывает, какой предмет издает определенный звук;

• В игре «Жмурки» ребенок с завязанными глазами должен поймать ведущего, который хлопает в ладоши или свистит в свисток;

• Чтобы расширить лексический словарь, проводится игра «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. В ходе игры ребенку показывают игрушки, говорят их название, затем он должен называть их сам;

• В игре-раскраске «Ищи внимательно» дошкольник должен раскрасить только определенные изображения, например, фрукты, ягоды.

Для развития мелкой моторики проводится рисование, лепка, пальчиковая гимнастика, игры с песком, крупами и т. д.

При ОНР 2 уровня дети используют в общении слова и лепетные высказывания, серьезно нарушена грамматическая сторона речи, они не обладают навыками словообразования. Логопедическая работа с детьми с ОНР включает следующие упражнения:

• Улучшить фонематический слух поможет игра «Лови звук», во время которой ребенок хлопает в ладоши, когда услышит нужный звук;

• «Хлопаем в ладошки». Ребенок произносит слово по слогам, отделяя их четким хлопком;

• Для развития артикуляционного аппарата проводится зарядка для язычка;

• Чтобы быстрее сформировать навыки словообразования, проводится игра «Кто маленький?». Педагог показывает изображения взрослого животного и его детеныша, проговаривая их названия. После этого ребенок должен повторить, как называется малыш на картинке.

Дети в логопедических группах участвуют в играх с изучением согласования слов, проводятся упражнения на развитие моторики, пальчиковые игры и т. д.

ОНР 3 уровня характеризуется фразовой речью, сильным нарушением грамматического строя, произношением. При этом лексический словарь ребенка обширный, они кратко рассказывают о событиях, используя сложные предложения, но во всех аспектах речи замечаются нарушения.

Логопедическая работа с детьми с ОНР 3 уровня охватывает все стороны речи – грамматическую, фонематическую, лексическую. Чтобы расширить словарь, можно провести игру «Назови профессию». Для усвоения норм словообразования проводится игра «Чей хвост?», например, лиса – лисий, медведь – медвежий. Игра «Все наоборот» учит использовать антонимы, например, длинный – короткий, высокий – низкий. Дети могут составлять рассказы по картинкам, чтобы развивать связную речь.

Важно вовремя заметить нарушение речевого развития ребенка и обратится к специалисту. Опытный логопед проведет всестороннее обследование, выявит причины нарушений и проведет комплексные занятия для их коррекции с учетом возраста, а также индивидуальных особенностей. При общем старании педагогов, родителей и ребенка удастся быстро избавится от дефектов речи, пополнить словарный запас, свободно выражать свои мысли и успешно учится в школе.

Дата: 24.12.2019

Последние материалы раздела:

img
Как мотивировать ребенка хорошо учиться?

Большинство родителей мечтают о том, чтобы их ребенок учился хорошо без скандалов и разочарований. Как пробудить мотивацию хорошо учиться у сына или дочери можно узнать из данной статьи...

img
Как правильно организовать рабочее место первоклассника дома

Одной из главных задач перед родителями будущего первоклассника является обустройство комфортного и функционального рабочего места для ребенка. Как правильно организовать рабочее место...

img
Как помочь ребенку преодолеть страх перед школой

Время летит очень быстро и родители зачастую не успевают оглянуться, как и подросший малыш уже должен идти в школу. В норме дети не должны испытывать страх перед посещением школы и...

комментарии к статье

0

добавить комментарий