Как исправить плохой почерк у ребенка
По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк.
В действующей школьной программе, к сожалению, отсутствует предмет, знакомый всем выпускникам советских школ – каллиграфия. В стремительно развивающемся мире цифровых технологий практически любые операции можно выполнить без применения письма от руки. Детей это, конечно же, тоже коснулось. Такая ситуация негативно сказывается на почерке большинства учеников начальной школы. Но не стоит винить только лишь технологии – причин плохого почерка может быть масса.
Причины возникновения плохого почерка
По целому ряду причин ребенок может иметь неаккуратный и неразборчивый почерк. Ознакомимся с основными.
• Неправильная посадка и некорректный захват ручки
Возможно, высота стола плохо отрегулирована под рост ребенка, необходимо создать комфортные условия для малыша, чтобы долгое сидение не вызывало негативных эмоций. Почерк и его стиль закладываются именно в начальной школе, поэтому учителю важно объяснить каждому ученику верное положение руки и правильный захват ручки или карандаша. Родителям при подготовке домашнего задания также следует следить за выполнением этих условий.
• Некоторые особенности головного мозга
Некоторые дети имеют врожденные дефекты работы мозга. К ним можно отнести зеркальное письмо, дисграфию, и дислексию. Это совсем не значит, что ребенок в умственном развитии уступает своим сверстникам. Просто развитие у него идет по собственному пути. Но во всех этих случаях необходима работа со специалистом-дефектологом, чтобы помочь ребенку быстрее и правильней освоить письмо.
• Неусидчивость и отсутствие старания
При такой манере поведения родителям и учителям следует вовлечь ребенка в процесс. Подвижному ребенку сложнее даются задания, требующие усидчивости, поэтому важно сделать задание интересней. Необходимо попытаться донести до малыша важность хорошего почерка и хвалить за правильно выполненные задания.
• Нарушения мелкой моторики
Все качества моторики развиваются еще в дошкольном возрасте. Если с ребенком недостаточно занимались соответствующими играми и рисованием, то в школе такой малыш может заметно отставать. Ситуация хоть и с трудом, но подвергается корректировке. Необходимы постоянные упражнения с педагогом.
• Неразвитое пространственное воображение
В появлении этой причины плохого письма нельзя винить родителей или педагогов, так как качество является врожденным. Есть ряд специальных тестов на пространственное восприятие, которые помогут выявить проблему. Помочь ребенку смогут специальные игры, которые необходимы на постоянной основе.
• Психологические аспекты
К ним можно отнести все ситуации в школе и дома, вызывающие психологический дискомфорт у ребенка. Плохая атмосфера дома, ссоры и скандалы, несомненно, плохо сказываются на самооценке малыша, он начинает бояться неудач и предпочитает вообще не выполнять задание. То же самое можно сказать и о буллинге от одноклассников. Помочь ребенку может только работа с психологом и создание благоприятной эмоциональной обстановки.
Какие бы ни были предпосылки у возникновения плохого почерка, важно своевременно их выявить и приложить все возможные усилия для скорейшего разрешения возникшей ситуации.
Исправления почерка у детей 1-2 классов
В первые годы обучения закладывается основа, которая будет служить началом восприятия всего последующего материала. Детям первых лет обучения важно привить любовь к письму. Процесс не должен вызывать негативных эмоций. Если у малыша более активна левая рука, то ни в коем случае нельзя его переучивать.
Прежде всего, необходимо позаботиться о правильном рабочем месте и освещении. Лучше на личном примере несколько раз показать ребенку, как правильно держать ручку. Важно учитывать, что карандаш или ручка должны удобно ложиться в руку, быть легкими и не иметь мажущего эффекта.
Раньше для обучения использовались механические приемы переписывания одних и тех же слогов и слов. Сейчас обучение письму и чтению проходит параллельно, поэтому дети понимают, что они пишут. Это важный фактор, который следует использовать для мотивации.
Кроме письма в прописях и тетрадях следует также практиковать упражнения, в которых требуется повторить написание символов несколько раз. Сделать занятие интереснее помогут цветные ручки или карандаши.
Не стоит забывать о поощрениях малыша. Нужно дать ему понять, что красиво написанная работа не только понравится учителю и принесет хорошую оценку, но и порадует родителей. Так у ребенка улучшается отношения к самому себе и к учебному процессу.
В более раннем школьном возрасте исправление почерка проходит легче. Детям постарше приходиться приложить чуть больше усилий. Рассмотрим методы корректировки в разных возрастах подробнее.
Как исправить почерк у ребенка 9 лет: основные рекомендации
В этом возрасте ребенок уже полностью умеет читать и писать. Нужно проанализировать, в чем именно выражается его плохой почерк: разная высота букв, неравномерные промежутки между словами, неверный наклон или неправильные соединения символов. Подбирать упражнения для корректировки следует в соответствии с актуальными проблемами.
• Графические упражнения
Для выполнения потребуются альбомы для рисования и карандаши разных цветов. Для образца учитель или родитель должен изобразить несколько линий различного характера – зигзаги, прямые, волнистые и прочие. Перед ребенком ставится задача несколько раз повторить образец в разных цветовых вариантах. Когда этот этап будет у ребенка получаться хорошо, можно переходить к более сложным символам и узорам. Упражнение помогает мелкой моторике развиваться лучше, при этом улучшается пространственное восприятие.
• Массаж рук
В перерывах рекомендуется не забывать дать детским рукам расслабиться. Подойдут различные стишки, сопровождаемые определенными движениями пальцев. Можно также использовать игольчатый мячик, перекатывая его в ладонях. Массаж можно делать даже при помощи обычного карандаша, энергично перекатывая его в зажатых ладонях. Такие техники позволят руке отдохнуть и сделают мышцы руки более выносливыми.
• Упражнения со штриховкой
Вниманию ребенка следует предложить очертания фигурок животных или предметов с образцом штриховки, которую требуется нанести. Штриховка должна быть различных направлений и цветов. Это упражнение нравится многим детям. Несмотря на кажущуюся простоту, штриховка улучшает моторику, учит выполнять символы определенной величины и позволяет повысить пространственное ориентирование. В ходе исследований было замечено, что упражнения на штриховку способствуют формированию усидчивости.
Это только малая часть упражнений, благоприятно влияющих на почерк ребенка. Самое главное в процессе улучшения письма – систематичность и регулярность занятий.
Как исправить почерк у ребенка 10 лет – возраст, требующий особого внимания
В возрасте 10 лет ребенок уже выработал свой определенный стиль письма. Исправление недочетов дается сложнее, чем в более раннем возрасте.
Есть большое количество упражнений, которые помогут исправить положение. У ребенка уже достаточно знаний, чтобы использовать более сложные игры.
• Слепое письмо
Ребенку предлагается написать слова, не глядя на них. Начинать можно с простых слогов, далее прописывать целые слова и словосочетания. Такой метод улучшает пространственное понимание и развивает работу обоих полушарий мозга.
• Таблицы Шульте
Методика была разработана для тренировки внимания и вовлечения в процесс обоих полушарий мозга. Суть метода заключается в том, что необходимо назвать цифры по порядку, не отводя взгляда от центра таблицы. Для еще более продуктивной работы с таблицей рекомендованы к использованию цифры разных цветов. Это упражнение поможет скорректировать восприятие высоты букв при письме, даст возможность делать равные промежутки между словами.
• Художественная лепка
Обычный пластилин поможет улучшить почерк любого ребенка. Нужно ставить задачу вылепить животное или предмет наиболее точно, со всеми мелкими деталями. Также можно практиковать лепку на плоскости. Такие занятия активизируют работу обеих рук, научат соизмерять величины.
• Письмо на скорость
В среднем, ученик 10 лет должен писать от 7 до 12 слов в минуту. Если этот показатель ниже, то поможет выполнение письма на скорость. Пусть даже почерк при этом будет оставлять желать лучшего, но прописывая буквы таким способом постоянно, ребенок лучше сможет координировать свои движения в тетради. Способ в дальнейшем способствует выработке одинаковой высоты и наклона символов.
Все упражнения, выбранные для работы, следует делать регулярно, не реже 3 раз в неделю.
Корректировка каллиграфии у детей старшего возраста
У подростков изменить почерк достаточно сложно. Здесь большую роль играет отношение к учебе в целом. Поэтому важно выяснить, нет ли у ребенка психологических проблем, которые в конечном итоге могли повлиять и на стиль письма.
Подростки неохотно занимаются с преподавателями или родителями. Поэтому можно предоставить такому ребенку свободу выбора – иметь красивый почерк или нет. Можно посоветовать использовать методики улучшения письма или подарить сертификат на курсы каллиграфии. Важно донести до ребенка важность красивого почерка. И дело не только в том, что окружающим легче буде читать написанное, но и при качественном письме происходит своеобразная тренировка полушарий мозга. А от их работы зависит творческое мышление и потенциал.
В работе с трудным почерком следует придерживаться определенной системы и графика проводимых занятий. Только терпение педагога и родителей помогут ребенку значительно повысить качество своего письма.
комментарии к статье
0