Ребенок бьет маму: что делать
В возрасте до 3-3,5 лет этот вопрос стоит особенно остро, но достаточно легко корректируется. Сложнее в подобной ситуации с 5-6 летним малышом. В любом случае родителям нельзя
Когда ребенок бьет маму, речь идет о проявлении агрессии. В возрасте до 3-3,5 лет этот вопрос стоит особенно остро, но достаточно легко корректируется. Сложнее в подобной ситуации с 5-6 летним малышом. В любом случае родителям нельзя оставлять данный факт без внимания.
Первое, что нужно сделать маме и папе: выяснить причины драчливости. Во-вторых, родителям следует понаблюдать, на кого-то из близких чаще всего направлена агрессия малыша. В-третьих, необходимо принять меры для устранения причин.
Ребенок бьет папу и маму: причины
Драчливость малыша в годовалом возрасте связана с неосознанным проявлением эмоций. Агрессия не направлена на конкретного человека. Таким образом, ребенок выражает недовольство. Он бьет того, кто находится к нему ближе.
В 2-3 года ребенок в силах понять, что происходит. Он определяет границы дозволенного, проверяет, что можно, а что нельзя.
В 5-6 лет в малыше уже проявляется то, что заложено воспитанием. Если к этому возрасту вспышки агрессии сохранятся, то нужно поискать причину в себе. Что-то родители делают неправильно. Возможно, они сами бьют малыша, ставят его в угол, кричат. Этого делать нельзя, так человек может вырасти озлобленным на весь белый свет. Если папа наказывает физически, то ребенок, может быть, его не будет бить в ответ, а ударит при случае маму.
Драки с родителями могут быть и следствием просмотра художественных или мультипликационных фильмов, где есть сцены физического насилия. Иногда дома телевизор работает как фон. Взрослые даже и не смотрят, что там показывают. Маленький ребенок в этом случае, наоборот, очень внимателен. Он запоминает эпизоды, а потом повторяет их.
Ребенок в год бьет маму
Если годовалому ребенку жарко или холодно, неудобно лежать в кроватке или сидеть на руках, то выразить свое недовольство он может пока только таким образом: заплакать, либо ударить взрослого. Такая же реакция может быть, когда малышу хочется игрушку, которую ему не дают по какой-то причине. Проявление агрессии возможно, когда у детей режутся зубы или болит живот.
В год с небольшим ребенок только начинает ходить, осваивать пространство квартиры. Если кто-то мешает ему в этом, малыш начинает капризничать и может в этот момент стукнуть близкого человека.
Возможно, что родители слишком многое запрещают ребенку: открывать комод, сбрасывать со стола журналы, книги, бросать кружку на пол, залезать в шкаф, играть с кухонной посудой. Ребенок выражает свое несогласие с помощью агрессии.
Ребенок в 2-3 года бьет маму
В 2-3 года малыш уже более самостоятельный, чем годовалый, поэтому ему хочется освоить еще большее. В том числе и то, что нельзя. Дети проявляют интерес к ножницам, иглам, ножам, розеткам, лекарствам, посуде.
В ситуации, если многое запрещено, ребенок будет протестовать, а поэтому драться с теми, кто что-либо не разрешает.
Ребенок 5-6 лет бьет маму
В 5-6 лет малыш любит подражать взрослым, в первую очередь, самым близким людям. Если малыша физически наказывают, то он тоже будет драться. Такая же ситуация может быть, если родители учат ребенка давать сдачи другим детям в случае конфликта. Дети проецируют эти уроки и на маму с папой.
Почему ребенок бьет маму? Агрессия обычно чаще направлена на маму, так как она большее время находится с ребенком. Кроме того, у маленького человека более тесная связь с матерью, так как она выносила его в своем теле. Малыш всегда ждет от нее защиты, одобрения, и если не получает этого, то дерется. Причем может ударить не только рукой, но и палкой, ложкой, вилкой. Возможны укусы, щипки, царапины. Все это проявления агрессии.
Что делать, если ребенок бьет маму
1) Матери нельзя превращать драку годовалого ребенка в игру, забаву. Если она будет улыбаться или смеяться в ответ, то малыш почувствует одобрение. Он еще не понимает слов, но четко различает интонацию, поэтому ему нужно сказать, что так делать нельзя. Можно предложить погладить маму по голове, сказать, какая она хорошая, поцеловать. Так постепенно дети научатся выражать свои эмоции.
2) Обычно малыш ударяет рукой по лицу или вцепляется в волосы, если мать или отец держат его на руках, или по любой части тела, когда стоит на полу. В этот момент можно успеть взять ребенка за руку и предотвратить драку. Главное – дети должны четко уяснить, что родителей бить нельзя, иначе в будущем эта практика может закрепиться. Бывают случаи, когда подростки поднимают руку на своих отца и мать. Думается, что такого результата не хочет никто. Значит, нужно приложить максимум усилий для профилактики драчливости.
3) Необходимо следить за тем, чтобы детям было комфортно: одевать по погоде, не допускать переохлаждения или перегревания. Одежда должна быть по размеру. Тугие резинки на трусах и штанах нужно исключить. Ребенок всегда должен быть сыт. Следует соблюдать также питьевой режим, следить за регулярным стулом маленького.
4) Нужно исключить часть запретов из жизни малыша. Какие-то вещи убрать из зоны доступа маленького, поднять, например, наверх, ручки шкафов перевязать резинками, которые взрослые могут легко убрать при необходимости. Ругать бессмысленно. Малышу пока этого не понять.
5) 2-3 летнему малышу запрещать все подряд нельзя. Нужно обсудить этот вопрос в семье и договориться, что будет под запретом, какие вещи можно делать вместе с ребенком, а с какими он легко может справиться самостоятельно. Важно, чтобы эти правила соблюдали все члены семьи, единство просто необходимо. Например: нельзя лезть к розеткам, трогать ножницы, нож, залезать на комод или шкаф, брать лекарства, термометр. Кроме того, розетки можно закрыть специальными крышками, режущие приборы, лекарства, термометр держать в недоступном для ребенка месте. Что можно делать вместе с малышом: клеить картинки, мыть посуду, открывать водопроводный кран, накрывать на стол. Играть с игрушками по возрасту дети, конечно же, могут полностью самостоятельно. Это их ведущая деятельность. Иногда, конечно, требуется помощь взрослых, особенно в сюжетно-ролевых играх. Сократив число запретов, родители добьются снижения агрессивности детей. Ничто не будет мешать всестороннему развитию личности. Со временем драчливость ребенка сойдет на нет.
6) Важный момент: ребенку не должно быть скучно. Он всегда должен быть занят полезным делом, главным для него – игрой. Внимание малышей нужно переключать с отрицательных моментов на положительные. Допустим, на прогулке малыш решил убежать от матери в сторону проезжей части. Бесполезно бежать за ним и кричать, что туда нельзя. Эффективнее обратить внимание ребенка на необыкновенный цветок на газоне или восхититься красотой порхающей бабочки. В первом случае мама догонит ребенка, а он может стукнуть ее в ответ, так как хочет бежать дальше. Во втором случае все пройдет мирно и доброжелательно, а результат тоже будет достигнут. Малышу нужно включать музыку, мультфильмы, учить его танцевать, рисовать, лепить, конструировать. Когда ребенок подрастет, надо водить его в парк, театр, цирк, зоопарк. Пусть дети больше находятся на свежем воздухе, играют в подвижные игры. Ребенок больше должен общаться со сверстниками. Эмоции следует направлять в нужное русло.
7) Родителям следует уяснить: бить детей нельзя. Это нарушение прав человека, насилие над личностью. Кроме того, небезопасно для здоровья. Еще нужно помнить, что бить ребенка в ответ на его удары не нужно, это неправильное решение проблемы. Родители думают, что если ответят на шлепок или укус подобным действием, то ребенок поймет, что ведет себя не так. Нет, не поймет, а только удивится и ожесточится. Мало того, агрессия может быть перенаправлена на него самого. У ребенка сформируется заниженная самооценка. Он будет считать себя плохим человеком. Научить добру можно только лаской. Эффективнее в данной ситуации обнять малыша и поговорить с ним, выяснить, что его так обидело. Тем не менее, идти на поводу у детей нельзя, нужно мягко отстаивать свою точку зрения, если родительские требования, действительно, важны.
8) Надо, чтобы малыш смотрел добрые фильмы и спектакли. Пусть родители почитают ему хорошую книгу, а потом побеседуют о литературных героях, вместе дадут оценку их поступкам. Обычно ребята с удовольствием ходят с родителями в театр, цирк, кино. Нужно поддерживать это желание.
9) Драчливость может быть вызвана и желанием привлечь к себе внимание. Это происходит в ситуации, если все заняты своими делами, а досуг малыша не организован. Когда дети слышат от мамы и папы: «Не лезь! Не трогай! Не мешай!», тогда ребята чувствуют себя лишними в семье. В результате – плач, крики, драки. Нужно всегда заниматься с ребенком. Если мама готовит ужин, дочка или сын могут помогать накрывать на стол. Даже можно придумать игру в кафе, столовую. Распределить роли между всеми членами семьи. И ребенок присмотрен, и еще новому малыш научится, что пригодится в будущем. Копает папа грядки на даче, малыш рядом со своей лопаткой. Так воспитывается трудолюбие. В этой ситуации ребенок точно драться не будет: ему такое доверие оказано.
10) В 5-6 лет ребенка уже можно записать в кружки, секции. Чем больше он будет занят, тем меньше времени у него останется на драки. Скорее всего, ему и не захочется это делать. Особенно большое значение в профилактике драчливости имеют занятия в музыкальной или художественной школах, в творческих объединениях. Ребенок научится выражать свои эмоции через рисунок, музыку, танец, поделку, а не через драки.
Еще важный момент: нужно учить малыша извиняться, если он не прав, и самим тоже не считать зазорным попросить у него прощения в какой-либо ситуации. Например, отец нечаянно сломал поделку сына, очень важную для него. Реакция ребенка: слезы и драка. Нужно обязательно поговорить с сыном, когда он успокоится. Объяснить, что вещь сломана не намеренно, извиниться. Попросить ребенка сделать так же. А потом папа с сыном пусть отремонтируют игрушку. Так малыш поймет: нужно уметь прощать взрослых людей. В следующий раз он не будет таким несдержанным. Можно предложить малышу нарисовать или вылепить свою злость, а потом вместе придумать сказку, как злость превратилось в добро. Каждый раз, когда ребенок сердится, нужно давать ему понять, что родители его понимают, сочувствуют ему. Он должен всегда чувствовать себя в безопасности.
В поведении детей отражаются все достоинства и недостатки семейной атмосферы. Важно помнить, что при ребенке нельзя нервничать, проявлять агрессию, иначе он будет копировать поведение взрослых. Лучший пример для малыша – спокойные, доброжелательные родители и уютная домашняя атмосфера.
комментарии к статье
0